Рецензия на книгу
My Year of Rest and Relaxation
Ottessa Moshfegh
Аноним14 мая 2019 г.Что дальше?
Предыдущий роман Мошфег «Эйлин» при всех его достоинствах оставался текстом половинчатых решений, отягощенным форматом старой литературы и обязанностями перед читателем. Несбывшиеся надежды, криминальный флер (некоторые договорились даже до нуара), призвук эротизма и прочая ахинея стандартной литературы, место которой в подвале низких жанров или на свалке истории.
В новой книге все это оказалось отброшено напрочь (хотя при особом желании ее можно умять коленом в так называемую литературу травмы).
О чем этот роман? «Да ни о чем», как говаривали некогда в КВН.
Жила-была одна девица-красавица. Вдруг взяла, да и сбесилась с жиру. Сама то она худая в смысле комплекции, почти скелет. А вот кошелек пухленький. Есть на что взять отпуск от жизни за свой счет. Родители померли, мужик – единственная привязанность (любовь – здесь будет слишком сильным словцом), оказался козлом. Чего бы не зажить припеваючи? Но начались проблемы: как дальше жить, когда никакой жизни, говоря по существу, нет? На ее счету нехилый универ, приличный диплом, эффектная внешность и не самая забубенная, хотя изломанная (как у всех) личность.
Но какое все это имеет значение, когда окружение требует от тебя быть функцией?
Мир ужался до собственного Я. Об этом понаписано немало книжек. Но в реале дело обстоит еще хуже. Я – это слишком много и обременительно. Потому, если начать разбираться в том от чего решила отдохнуть героиня, ответ будет обескураживающим – от себя. Странный ход, почти парадоксальный, уйти от себя, оставшись наедине с самой собой. Но в этом есть некая логика, если согласиться с тем, что другие – зеркало, в которое мы смотримся, и смотреть в него потому неприятно.
Медицина нам поможет. Мошфег пишет роман вполне в струе злободневной американской романистики, осуждающей современную медицину, подсадившую Америку на иглу. И все же книга не об этом.
Перед нами не неприятие мира, это уже пройденный этап (XIX век), мы все его не принимаем (это не новость), а стремление избавиться от своего Я. Избавиться, чтобы вновь его обрести. Сменить старое Я на новое, более созвучное эпохе, если хотите.
В принципе, с подобной задачей неплохо справляется современный мир, требующий от тебя быть бессознательным потребителем, нерассуждающим сотрудником, безликой индивидуальностью, зажигающей в клубах и блистающей в соцсетях. Сон разума – основа прибыльности корпорации монстров. Разум, сознание, чувства – все это стало слишком болезненным, слишком дискомфортным. Лучше отключить эти опции в ситуации бесконтактной реальности. Стать идеальным полноценным, полнокровным спящим, одной из миллиардов.
Спрятаться от мира, чтобы вернуться к нему, вернуться к нему, спрятавшись. Потерять чувствительность, чтобы обрести чувство реальности. Запереться в квартире из слоновой кости вместе с набором второразрядных блокбастеров, теликом и т.д.
Отличие героини от остальных в том, что она вырубается из реальности по старинке – медикаментозно, путем изоляции. Многим для полноценной безличностной спящей жизни уже не надо ни того, ни другого. Для этого есть Опра, каталоги, соцсети, новые религиозные практики и просторные супермаркеты.
Но эволюционировать героине как бы и некуда. Эгоизм и потребительское отношение к миру и людям вокруг изначально с ней. Таково восприятие даже единственной подруги: та может успешно заменить испорченный видак.
Рива – типичный герой-двойник, она то, чем героиня могла бы быть (в романе и в реале). Рива погружена в современность, у нее есть отношения, залеты, алкоголизм, умирающая мать, неравнодушие к другим. И та же проблема одиночества. Нет, по-другому, у нее это действительно настоящая проблема, потому что одиночество, как и многих нынче, саму рассказчицу вовсе не гнетет. Или, вернее сказать, одолевает ее совсем иначе, бытийно, а не психологически. Не то что бы с одиночеством велась борьба, оно просто одолевается либо мельканием-бормотанием видео, либо тупой отключкой.
Как ни странно вовлеченность Ривы в пошлое (жизненное и романное) суматошное мельтешение оказывается чем-то более живым и человечным. Возможно, поэтому у Ривы в романе есть имя, а у героини его нет. Возможно, поэтому личная судьба Ривы становится маленьким ручейком в общей истории, а героиня так и остается никем. Поневоле мелькает мысль – может Рива и есть подлинная главная героиня книги. Это очень возможно в мире где главное, как правило, задвинуто на периферию, а всякая ерунда раздута до прустовских масштабов.
Почему же Рива околачивается вокруг нее? Наверное, можно говорить о родстве душ, «вот и встретились два одиночества». Но есть и иное объяснение, раскрывающее, на мой взгляд, основное качество самой героини – она для Ривы единственное статичное в непрочном меняющемся мире. То есть особость героини, ее фишка в том, что она в отличие от окружающего не живет в стиле, завещанном капитаном Немо «mobiles in mobile» (к капитуляции перед ним, кстати, призывают некоторые, размышляющие ныне о бессоннице в философском, экзистенциальном ключе). Статичность оказывается оплотом человечности. «Чуть помедленнее кони!»
С этих позиций, вроде бы выступал и «Обломов». Однако здесь есть коренное различие между старой и новой литературой, прошлым и современностью. Там была цель, а значит и деградация, «обломовщина». Нынче целей нет («я добровольно выбрала одиночество и бесцельное существование»), статика ценна сама по себе. Статичный в подвижном. Но это возможно только во сне. Это может быть только если Я перестанет быть юмовским пучком впечатлений.
Самое забавное, что Мошфег в своем романе преодолевает еще один штамп старой литературы. Ну, вы знаете – герой сталкивается с проблемой, борется, переживает кризис, и перерождается. Здесь героиня скорее обретает баланс. Но что такое баланс? Слишком абстрактная категория. Да она перестает беспокоится. Но начинает ли она жить?
Мошфег в интервью говорит, что вроде бы да. Но из самого текста, если брать его в целом, а не одну отдельную сценку в художественном музее, это не следует.
Героиня обретает способность к восприятию мира. Но есть ли в нем что воспринимать?
Порою кажется, что героиня не просыпается, а просто переходит из одной стадии сна в другую, от беспокойного индивидуального к всеобщему, а потому уравновешенному. Исцеления нет. Никаких изменений нет.
Потому роман и оказывается книгой ни о чем.
В ней нет конфликта, кульминации, Другого, перехода из одного качества в новое (только из пустого в порожнее). Нет «то удач, а то неудач», содержания в общепринятом смысле этого слова, борьбы, сложностей. Только тягостное пребывание изо дня в день, и желание убрать не столько пребывание (оно неустранимо), сколько чувство тягостности. Проза тотального одиночества, абсолютного самобытия.
Наконец, из книги Мошфег и морали никакой не извлечешь.
«Что дальше? Я понятия не имела».
Но в силу подобной мощной зарисовки переполняющего нас и мир состояния ничтойности, тяги к небытию, как единственному лекарству от чувства реальности, а значит и беспокойства, роман оказывается в совершенно особом положении среди множества современных книг.
Выхода нет. Конечно, его можно придумать. Но разве это что-то меняет по существу?
Ватность, блеклость, автоматизм имеют смысл только в том, что и они могут стать предметом искусства. Литература совершает еще один шаг от бодлеровской «Падали» к «Году отдыха и релакса». От эстетизации декаданса к фиксации безличного, никакого, пребывающего не в смерти, гниении, разложении, а в состоянии экзистенциальной спячки.
11676