Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Театр на Арбатской площади

Софья Могилевская

  • Аватар пользователя
    PrekrasnayaNeznakomka11 мая 2019 г.

    Жизнь 15-летней Саньки, по тем временам практически взрослой барышни Александры Лукинишны, напоминает сказку о Золушке: стерва-мачеха, подмявшая под себя весь дом, безвольный отец, ленивые, глупые и хамоватые сёстры. А тут ещё нашлась «доброжелательница», рассказавшая героине, что та в родной семье не родная. В общем, разбередила старые раны и щедро посыпала их солью…
    Санька не Золушка. Её гордый и независимый нрав не позволил смириться с таким положением дел. И уходит она из дома, обувшись в новые козловые полусапожки да повязав на голову атласный платок, последний подарок покойной матери, в самостоятельную жизнь. А такая жизнь нелегка: надо и о еде подумать, и о ночлеге, и о работе, чтобы элементарно обеспечить себя. А куда могла податься девушка неграмотная, без востребованной специальности и в 1811 году? Например, в служанки или девочки на побегушках. Или заниматься одновременно тем и другим. А это настолько тяжело, что здоровая и, в общем-то, привычная к тяжёлой работе героиня постепенно превращается в доходягу.
    Саньке везёт:
    • она НЕ крепостная, посему может распорядиться своей судьбой;
    • живёт неподалёку от Москвы, а это даёт больше возможностей;
    • в первый же день заработала целую полтину, сама не понимая, как;
    • очень быстро встретила добрых людей – суфлёра Степана Акимыча и его внучку Анюту, которые приютили её и помогли с работой;
    • нашла своего «прекрасного принца», то есть сбитенщика Федю (ну не на великих же князей Романовых ей рассчитывать), который открыл ей двери в новый, удивительный мир – театр;
    • и даже выжила в разорённой французами Москве.
    Но сказки НЕ будет. Горько, но логично. Жизнь не сказка, дорогие детишечки. Достаточно неверного шага, неудачного стечения обстоятельств – и прощайте, иллюзии. И готовых решений здесь нет. И однозначных характеров по большей части тоже.
    Главная героиня меньше всего напоминает тех идеализированных дочерей простого народа, которым достаточно показать высокое искусство на пару минут, и они сразу решат посвятить ему всю жизнь. Хотя Санька открыта прекрасному и, как впоследствии выясняется, ещё талантлива, хотя, увидев трагедию «Эдип в Афинах», испытала свой первый катарсис, до нужного уровня ей расти и расти. Первоначально театр её скорее обескуражил, чем обрадовал, а в период, когда все её мысли были заняты вопросом «на что жить?», ей было вообще не до театра. Вдобавок ум, доброта и работоспособность соединяются у Саньки с махровым подростковым негативизмом – главным источником её проблем. Но это даже интересней – следить за тем, как эта девочка постепенно набирается культуры, набирается опыта (ох уж это опыт, действительно) и перерождается.
    Перерождается и другой главный герой – Федя. В Фёдора Ивановича. Спускается с небес на землю – впрочем, он и раньше был скорее практиком. Погрязает в рутине и быте. Обрастает связями. Это, конечно, не то, чем автор хочет заинтересовать читателей. Но и осуждать его она не стремится. И вообще неизвестно, был бы Федя счастлив вот с такой Саней. Но спокойно бы не жил, это точно…
    Степан Акимыч вообще переживает личностный кризис. Бывший актёр, которому не хватило таланта, вот и пошёл в суфлёры, чтобы служить Мельпомене хотя бы так. Стоял у истоков российского театра и лично знал Фёдора Волкова, но прекрасно видит, что в этом театре предпочтение отдаётся французским пьесам и французским актёрам. Бог с ними, с актёрами, они действительно талантливы, но ведь и на бытовом уровне процветает галломания, а между тем отношения с наполеоновской Францией здорово обострились. Фанатик своего дела, но продолжателей дела нет. И тут сама судьба посылает ему беспризорную девчонку. Вот и хочется Акимычу её развить, заинтересовать и, как знать, отыскать в ней божью искру.
    Внучка Степана Акимыча Анюта вызывает явно смешанные чувства. С одной стороны, ей невольно любуешься. С другой – её жалко: героиню ждёт ужасный конец. А с третьей – она поражает своей незамутнённостью. Вот откуда у неё такое преклонение перед французами? Она не Луиза Мюзиль, которая приехала в Россию чисто ради заработка, но в душе осталась француженкой. Не дама из высшего общества, где подобное поведение – хороший тон. Ей даже не светит шанс попасть в гувернантки, потому что особого образования у неё нет, карамзинскую «Бедную Лизу» аж целый месяц мучила. Спрашивается, зачем было имитировать французский акцент и коверкать собственное имя? И почему эту девицу не отрезвила… Отечественная война?
    Есть здесь ещё один интересный персонаж – беспризорник Алексашка. Который вроде как задумывался как эпизодический, но получился настолько ярким, что под конец, когда он исчезает из поля зрения, хочется спросить: где он? И вообще он жив? К сожалению, на эти вопросы нет чёткого ответа…

    26
    694