Рецензия на книгу
Убить пересмешника...
Харпер Ли
Rosengold9 мая 2019 г.Крохотный шаг вперед.
Поначалу эта книга давалась мне не слишком легко. Пробираться через описания детских игр, забав и приключений, не понимая, к чему они здесь, было немного скучно. Однако, после первых ста страниц начинается самое интересное, а именно, судебный процесс над чернокожим парнем. По мере продвижения сюжета картинка складывается, становится понятно, к чему ранее был приведен тот или иной эпизод из жизни Джима и маленькой Джин-Луизы. Характеры героев, как главных, так и второстепенных, а так же нравы общества в тридцатые годы прошлого века показаны безукоризненно живо и правдиво. Дети с возрастом меняются, учатся на своих ошибках, смотрят на взрослых и то, что происходит вокруг, видят разные стороны жизни, осознают все новые вещи.
— Ну, бывает и похуже... — сказал мистер Реймонд. — Мисс Джин-Луиза, твой папа не такой как все, ты этого еще не понимаешь, ты пока слишком мало видела на своем веку. Ты даже наш город еще толком не разглядела, но для этого тебе достаточно сейчас вернуться в зал суда.Аттикус Финч — спокойный и уравновешенный, храбрый и упорный, по-настоящему мудрый человек. Он учит своих детей тому, что, каким бы несправедливым ни был мир, никогда нельзя становиться как некоторые люди: черствым, узколобым и трусливым. Он мужественно отстаивал невиновность своего клиента, несмотря на то, что был практически уверен, что дело проиграно. Писательница дает понять, что такой отец, при всех возможных недостатках, воспитывает детей правильно. Аттикус и его единомышленники — пример того общества, каким оно должно быть. И каким оно даже в наше время, к сожалению, еще не является.
Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество — это когда у человека в руках ружье. Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца.В противоположность простому стилю автора, рассказывающей историю от лица восьмилетней девочки, со всеми забавными моментами, по своей сути и морали, которую она транслирует, это серьезная и сильная книга. Аналогия с убийством пересмешника ясно видна при вынесении присяжными приговора и в эпизоде со Страшилой Рэдли в конце.
— В твои годы я тоже так думал, — сказал он наконец. — Если все люди одинаковые, почему ж они тогда не могут ужиться друг с другом? Если все одинаковые, почему они так задаются и так презирают друг друга? Знаешь, Глазастик, я, кажется, начинаю кое-что понимать. Кажется, я начинаю понимать, почему Страшила Рэдли весь век сидит взаперти... Просто ему не хочется на люди.В романе показана медленно развивающаяся борьба с предрассудками и нетерпимостью. И, казалось бы, все большее появление людей, подобных Финчу, распространение его идеалов и принципов должно было бы положить конец непрекращающимся распрям, ущемлению тех или иных и войне. Но нет, что-то идет не так, и даже сейчас, в век повсеместной толерантности, мы все еще будто люди из Мейкомба. И нам все еще необходимы аттикусы финчи, джоны тейлоры и мисс моди.
— Подумай-ка об этом, — продолжала мисс Моди. — Это ведь не случайно. Вчера вечером я сидела на крыльце и ждала. Я все ждала вас из суда, ждала и думала: Аттикус Финч не выиграет дело, не может выиграть, но он единственный в наших краях способен заставить присяжных так долго ломать голову над таким делом. И я говорила себе — что ж, мы идем вперед.... Это один только шаг, крохотный, младенческий, а все-таки шаг вперед.13392