Рецензия на книгу
Бегущий в Лабиринте. Испытание огнем. Лекарство от смерти
Джеймс Дэшнер
Аноним8 мая 2019 г.А все бегут, бегут, бегут, и я бегу...
Есть такой жанр кино: роуд-муви. Есть такой жанр литературы: young adult, есть такой жанр как пост-апокалипсис. Короче есть много жанров, которые автор решил утолкать в одно произведение, для проформы поделенное на три логические части: побег, просто бег и немного экшен-боевика со счастливым концом перед финалом.
Общая сюжетная канва такова: мир будущего, в котором из-за повышенной солнечной активности мир оказался перед лицом резкого изменения климата. В результате попытки борьбы с перенаселением вирус вырвался на свободу (ух, какой свежий сюжетный ход) и население планеты начало заражаться Вспышкой, которая сжирает мозг, превращая человека в бессмысленного свихнувшегося зомби (на местном наречии "шиза").
Начинается повествование с того, что мы в компании с главным героем оказываемся в некоем Лабиринте, где никому ничего непонятно, но все пытаются из него выбраться. Кто-то бегает по Лабиринту и пытается найти выход, кто-то поддерживает быт как может и умеет. Но как только главный герой оказывается там (чуть позже к нему присоединяется девушка Тереза), все внезапно начинает идти не по плану. Ну а дальше начинается роуд-муви длиной во все три книги, герои постоянно бегут, спасаются, попадаются, снова спасаются, оказываются на краю гибели, снова спасаются и так до самого хэппи-энда.
Деление на три книжки тут абсолютно условное, скорее нужное для того, чтобы отделить три крупные сцены друг от друга: Лабиринт (из которого нужно сбежать), пустыню (она же Жаровня, которую нужно преодолеть) и финальную часть, в которой просто нужно спастись (теперь уже окончательно).
Печалит то, что каждая из этих трех частей и по объему становится все меньше и меньше (первая книга - это почти половина повествования, оставшиеся две части почти поровную делят вторую половину книги), и то, что действие в них приобретает более прямолинейный, сжатый характер боевика. Если в первой книге автор тратит время на описание и быт героев, прорисовку их характеров, то чем дальше, тем меньше этому уделяется времени и внимания. И хоть это как бы и обусловлено тем, что "некогда объяснять, нужно бежать", но тем не менее второстепенные персонажи постепенно совершено выцветают, теряют харизму и характер (лично я перестал к концу отличать Терезу от еще одной девушки Брэнды, потому что первая как персонаж сдулась, а вторая так и не успела раскрыться до конца книги).
Также в некоторые моменты у автора возникает желание сгладить сюжетные углы, из-за чего возникают некоторые "фантастические" вещи типа телепортаторов, телепатии и "искажения" реальности, что в один из моментов совершенно сломало мне погружение в сюжет (там есть один момент в самом начале второй книги, когда каким-то образом реальность начинает меняться, что поставило в ступор всех персонажей книги, и меня, как читателя, заодно). Фантастика фантастикой, но хотелось бы либо объяснения происходящего, либо отсутствия таких вот "козырей" в рукаве, помогающих автору связать несвязуемое.
В остальном довольно бодрое и незамороченное произведение, где есть и дружба, и предательство, стремление добиться правды и справедливости, потеря старых друзей, нахождение новых, эмоции, страх и радость и так далее.. Читается легко, к переводу есть только одно замечание: типично русские фразеологизмы очень смешно выглядят в очевидно переводной англоязычной книге. А еще запомнилось вольное отношение автора к понятию "глава". Глава длиной в одну страницу? Пожалуйста. Следом глава длиной в десяток страниц? Вообще не вопрос. Забавно.
187