Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Часодеи. Часовая битва

Наталья Щерба

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2019 г.

    Прочитала всю серию книг, поэтому отзыв будет не столько на последнюю, сколько на всю серию в целом. Сразу скажу - мне в основном понравилось. Есть в этих книгах волшебство и детство (в хорошем смысле), и в то же время серьезность. Есть плюсы и минусы, есть вопросы.
    И спойлеры!

    Сперва о плюсах.

    • Мир и задумка - на отлично. Живо, ярко, волшебно. После этой серии немного иначе воспринимаешь часы) Все эти фишки, принципы работы со временем, параллели, планета-двойник, затерянные во времени, волшебные существа, замки создают самобытную картину, которая представляется во всех подробностях. Не обошлось без путешествий во времени и временных парадоксов, и причинно-следственные связи в общих чертах выглядят стоящими. Может, с этими временными линиями и есть ляпы, если покопаться, но не хочется их искать.
    • Интересно читать. За персонажей в самом деле переживаешь, интересно узнать, что случится, и в целом сюжет любопытно закручен. Особо трогательный для меня момент - как раз из шестой части, когда Василиса раскрывает тайну Николь и принимает решение.
    • Компания друзей Василисы (именно как компания), отдельные персонажи (Миракл, Астариус (он же Родион), Черная Королева, Примаро, Николь). Вот эти - понравились особенно. Образ Нортона Огнева сперва был слишком противоречивым и оттого невнятным, затем противоречивость стала обоснованной. Рок под конец тоже вызвал симпатию. И может кто-то еще, просто сейчас не вспомнился. Те, кого перечислила - наиболее привлекли.
    • Непонятные моменты под конец находят объяснение (кто мать Норта и Дейлы; как Огневы живут на Эфларе, если они духи; откуда взялись племянники у Астрагора, если он живет больше тысячи лет; почему Лиссу не могут расчасовать и тому подобное). Правда, сохранились еще вопросы: если у людей с кровью духов красные крылья, почему у Норта-младшего они не такие? (хотя он из другой параллели, может, это сыграло роль. Но тогда почему у Фэша они не красные?). И странно, почему Василису эти вопросы не волнуют, хотя они прямо-таки напрашиваются. К слову, насчет племянников еще не все понятно: родители Фэша-то из настоящей параллели. Кто-то из его родителей - брат или сестра Астрагора? Тоже тысячелетний и тоже сменил множество тел, что ли? И как их зачасованные статуи попали на Эфлару, духи же туда не могут перейти?
    • Концовка. Хоть и слишком хэппи-энд (Фэш и Василиса теперь вместе, к тому же стали Временем и воссоединились с друзьями, все протагонисты живы, все антагонисты наказаны, у каждого появилась парочка), но приятная. Хотя, как по мне, концовка, где Фэш и Василиса окончательно утратили бы возможность связаться с друзьями, была бы более трогательной. Но раз автор рассудила именно так - тем лучше) Было бы все-таки неприятно, если бы компания Василисы обо всем забыла. Как-никак, происходившие события повлияли на них.

      Нейтрально:

    • Образ Василисы и ее друзей по отдельности. Да, вместе эти ребята милые и прикольные, обычные такие подростки со своими привязанностями, влюбленностями и ссорами. Но по отдельности сложно их воспринимать. Разве что Диану и Захарру, ну и Фэша, хотя они все равно показались недораскрытыми. И как-то они особо со временем не изменились. Вот Василиса меняется. В начальных книгах (да в пятой и шестой тоже такое мелькало) подбешивала ее виктимность и готовность чуть что сдаться, а также ее метания: то она хочет в часовщицы, то не хочет, то хочет еще чего-то, то не хочет. Со временем все-таки ее характер стал тверже, хотя местами хотелось лоб пробить от ее недогадливости. Да, главная героиня не должна быть центром всего, но слишком она зависит от подсказок со стороны и без помощи того же прадеда или Николь мало бы чего сделала. Вообще ее образ долго был каким-то туманным и противоречивым: то она вся такая жертва и несчастная, то проявляет силу духа, то тупит над очевидными вещами (момент с часовой стрелой Дианы, хранящейся у Елены, или момент с Фэшем, который специально танцевал с Маришкой), то разгадывает сложные загадки. То она такая добрая и дружелюбная, то грубит старшим на ровном месте (особенно когда наорала на прадеда, а когда оказалось, что зря, даже не извинилась). В шестой книге еще более-менее целостной становится. Хотя она и там срывалась на Столеттов в неподходящее время. Сюда же отнесу любовные линии: между Фэшем и Василисой она в принципе неплохая и милая (хотя Фэш достал в одно время со своими эмоциональными качелями и поведением цундере), химия есть, но остальная романтика что-то с потолка взята. Сначала Ник влюблен в Диану, переживает из-за ее зачасования, потом после расчасования начинает ее игнорировать и переключается на Захарру (и у них хоть и чуток шаблонное, но все же есть взаимодействие), а затем откуда-то вырисовываются совершенно неожиданные Захарра/Маар и опять же Ник/Диана без всяких предпосылок. Кстати, а Данила с Николь как собираются отношения продолжать, если они из противоречащих друг другу параллелей?
    • И описания. Они хороши, но их ну очень полно. Комнаты-одежды-еда-комнаты-украшения, все в подробностях. Атмосфера - это хорошо, но иногда это был перебор. В детстве я бы на моментах про украшения еще больше заскучала, а ведь книга рассчитана на детей.

      Что точно не понравилось:

    • Имена. Непонятно, для чего было делать такую сборную солянку. И русские, и иностранные, и вообще вымышленные. Сюда же: на каком языке говорят вообще в Эфларе? И с Осталой не так все просто: Василиса, попав в Лондон, спокойно понимает местных. Короче, непонятно. В копилку к простым именам - часовые имена. Раз они жизненно важны и их надо хранить в таком секрете, не должны ли они быть... посложнее? Некоторые из них ну просто очевидны. Можно же и угадать.
    • Обилие "потом поймешь" в первой книге - действительно, что может пойти не так, если девчонку выдернуть в чужой мир и ничего не объяснять. Загадки ради загадок порядком приелись.
    • Натянутое на глобус стремление обелить Лиссу. Может быть, автор решила, что такой неоднозначный образ матери для юных читателей не нужен, но ведь все так логично смотрелось, а после объяснения появилась куча дыр. Якобы дар камней у Лиссы врожденный и Астрагор всех обманул, а Лисса не стала оправдываться из-за гордости. Почему тогда до Астрагора у Лиссы не проявлялся дар? Почему Лисса, зная, что она фея, не могла признать дочь? Почему вообще никто не замечал характерных для фей пятен у Василисы на крыльях?
    • Рояли случаются. То неожиданная встреча, то неожиданный временной переход, то целый неожиданный Примаро в шестой книге. Его же не было. Василиса бы точно запомнила такого необычного персонажа.
    • Некоторые вещи, связанные с Василисой. Мэри-сью в чистом виде мне сложно ее назвать, но отдельные элементы в ее историю включены будто бы просто "чтоб было". Какой смысл от ее высшей часовой степени и двенадцатого круга в школе? Ну, с одной стороны, оправдано ее происхождением, но как-то слишком это ее выделяет. Вот то, что Василису кинули на нулевой круг - это был интересный сюжетный поворот. Но толку от ее кругов нет, тот же Фэш хоть и с высшей степенью, но, помнится, сразу на двенадцатый круг не попадал, что ему не помешало стать Временем) Еще из ряда "чтоб было" - это то, что Василиса - мастер спорта по гимнастике (все ради того, чтобы она выступила на соревнованиях? Это даже на сюжет особо не повлияло) и луноптаха. Ее даже отдельно выделю.
    • Эферные питомцы. А вот это прям минус-минус. Стереотип о том, что домашнее животное - это просто мило и круто, и без того характерен для детей, но тут он утоплен в пол. "Идеальное" животное - ухода требует только в самое первое время, и то элементарное "покормить и посвистеть", а потом питается лунным светом, ухода не требует, внимания и укрепления доверия - тоже, предано тебе по умолчанию и нужно только чтобы пару раз на нем покрасоваться. А потом про луноптаху с тонкорогом ГГ и вовсе забывают. От отсутствия зверушек ничего бы не изменилось, разве что пропали бы подозрения в безответственности ГГ.
    • И из ляпов: все же зацепился глаз кое за что в последней части. Когда Нортон и Астрагор вступают в бой, до полуночи остается несколько минут, но за это время происходит куча событий, а потом часы пробивают полночь, но время Нортона все равно не останавливается. Мелких ляпов в целом много. Выше называла некоторые, и еще с часодейством на Остале все запутанно (в Змиулане оно не ограничено. Хотя, вероятно, из-за вмешательства Астрагора). Но если их все выловить, рецензия расползется.

      А вот что меня еще сильно интересует, не могу это отнести ни к одной из вышеуказанных категорий. Заставка в часолисте - это замкнутый сам на себя кусок пространства и времени? Что находится за ее пределами? Если выйти из леса, который у тебя в заставке, то куда ты выйдешь? Или он не закончится?

      В целом, несмотря на то, что минусов набралось достаточно, книга оставила положительные эмоции и время не было зря потрачено (многозначительная фраза, ага). Отдельное спасибо автору за хорошую концовку и раскрытие тайн.


    P.S. Я одна почти до самого конца считала, что у часовщиков птичьи крылья?

    Содержит спойлеры
    7
    907