Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Laughter of Carthage

Michael Moorcock's Deep Fix

  • Аватар пользователя
    Mythago6 мая 2019 г.

    «Карфаген смеётся» это вторая книга из серии Муркока про полковника Пьята. Здесь продолжаются головокружительные приключения с очень ненадёжным рассказчиком в декорациях реальных исторических событий начала XX века, перевранных до степени полного размытия и нечёткости.

    Майкл Муркок – британский автор, однако давно живёт в Америке. Начинал свою писательскую карьеру в 60-70 годы и в фантастических кругах известен плодовитостью пера, экспериментальной прозой и сагой о Вечном воителе со всеми прелестями множественных миров, бесконечности воплощений и повторяемости судьбы.

    В предисловии к первому тому полковник Пьят, пребывая уже в преклонном возрасте, обозначил своё мировоззрение, где он помещает себя на позицию привилегированного представителя некоей могучей славянской расы, кое-кого (европейцев и американцев) ставит на позицию доброго соседа, а всех остальных целым скопом (евреев, турок, негров, азиатов и коммунистов) группирует в могучего и отвратительного врага, некий полумистический Карфаген. Его подход впечатляет безапелляционной уверенностью в своей правоте и фундаментальным закостенением на позиции расизма и ксенофобии. С вызывающим уважение постоянством эту неизменную картину мира Пьят умудрится пронести через всю свою жизнь.

    Первый том серии «Византия сражается» рассказал нам о юности Пьята на широких просторах Российской империи и протащил героя через бури революции и гражданской войны.

    Во втором томе Пьят уже сыт по горло злоключениями на охваченной пламенем родине, потерял надежду на желаемый результат разрешения конфликта и сбежал за границу. Целью эмиграции полковник выбрал себе Британию, однако добраться до Лондона непросто, и герой несётся сквозь череду знакомств, событий, фальшивых документов и государственных границ, пребывая во власти мечты о своём будущем как гениального изобретателя, который поможет своей со всех сторон превосходящей конкурентов цивилизации утвердить мировое господство.

    Пьят задержался в Константинополе, Риме и Париже. Он исходил каждый город пешком вдоль и поперёк и рассказывает нам в деталях об архитектуре, районах бедняков и богачей, богемных заведениях и борделях. Все картины обильно снабжены ненадёжным взглядом Пьята на социально-экономическую ситуацию страны, и реальные города прорисовываются как в кривых зеркалах, подёрнутых вуалью отчаяния и кокаина.

    Полковник встречает старых дорогих друзей и сводит новые знакомства разной степени опасности и полезности. Становится главным действующим лицом в череде проектов инженерных, инвестиционных, пропагандистских и даже пробует себя на эстрадных подмостках.

    Насколько можно полагаться на наивность Пьята, его непоколебимую веру в друзей и любовь, и в каждый новый проект – это читателю придётся решать самому. Ненадёжность рассказчика в этой серии что-то вроде фирменной фишки, но в изложении своей версии событий Пьят последователен и нигде не сбивается.

    Трудно понять, для какого именно читателя Муркок написал своего полковника Пьята. Для любителей фэнтезийных миров эта история слишком близка к реальности, и наоборот, для исторического приключенческого романа процент отклонения от исторических реалий здесь слишком высок. Возможно, что для читателей хорошо знакомых с историей выбранного периода, особым удовольствием будет вылавливание из нагромождения вранья и ерунды, преподнесённых полковником Пьятом, совпадений с историческими личностями и событиями.

    Текст объёмный, язык витиеватый, сюжет не слишком динамичный, герой сверхрефлексивный и параноидальный. Однако, мне роман понравился, видимо, необычным взглядом и интерпретацией событий своего исторического периода.

    4
    382