Рецензия на книгу
Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века
Джек Хартнелл
Аноним4 мая 2019 г.Рецепт снадобья от головной боли и как готовили французские блины в XIV веке, связано ли облысение с сумасшествием, для чего падали ниц перед правителем и целовали ему обувь, что такое коготь дьявола, зубное протезирование, зачем монахиням полные карманы пенисов и на кого были рассчитаны средневековые контрацептивы. Темы, затронутые автором, оказались очень интересными и разношёрстными. Но отмечу, чем больше Хартнелл оперировал научными данными и сухими фактами, тем сложнее его было читать.
Наверное, обложка и аннотация к книге уводят мысли читателя в большей степени к медицине, биологии, санитарно-гигиеническим условиям того времени. Я, например, была немного сбита с толку. На самом деле это всё же культура и искусство, история и география, археология и антропология.
Джек Хартнелл начинает своё повествование с небольшого опроса. Однажды посетителям лондонского музея, в котором располагались залы эпохи Возрождения и Средневековья, предложили представить себя в обстановке того и другого времени. Оказалось, большинство респондентов более радужно видели свою жизнь в век Ренессанса. Действительно, для простого обывателя средневековая эпоха кажется чем-то серым и мрачным, периодом, наполненным болезнями и смертями. Уж чего стоит одна эпидемия бубонной чумы, и чумной врач в своей клювовидной маске, как символ целого периода Позднего Средневековья.
Однако Хартнелл утверждает, что современное общество мыслит стереотипно на этот счёт и предполагает, что в последующие столетия люди мылись не намного чаще, хотя порой всяческие религиозные обряды и методы лечения у средневековых людей оставляли желать лучшего.
Понравилось мне, как интересно автор преподнёс историю сумасшествия французского короля Карла VI, конечно, приводя при этом много справок исторического характера, но тем не менее; проблемы зачатия, вынашивания ребенка и родоразрешения в средневековье; «колесо мочи», или как лекари того времени учились определять заболевания по урине. Вот, пожалуйста, чем не прообраз нынешнего клинического анализа? И даже подобие современной ринопластики уже тогда имело место быть!
Колесо образцов мочи /слева/. Ринопластическая техника XV века: трансплантат кожи берется с плеча и начинает расти на месте отсутствующего носа /справа/.
А вообще жизни средневекового человека не позавидуешь: не бичевание, так сожжение, не сдирание кожи с тела, так отсечение его конечностей…. Да-да, телесные издевательства в то время были так популярны, что чем больше на себе их испытывал человек, тем более благочестивым считалось его терпение, как мученика, уж среди церковников так точно. Кажется, даже художники на своих миниатюрах изображают если не блаженство на лице страдальца, то покой.… Нет, это не рубашка…о_О
Человек, держащий свою кожу на шесте
Основная же проблема в диагностике тех или иных заболеваний – вето на препарирование трупов. Если раз в год хирург и добивался разрешения на вскрытие тела (как правило, преступника), это было целым событием. Вот и попробуй, вылечи в таких условиях, когда, собственно, и не знаешь, что лечишь.
Товарищ, деньги есть? Давайте порошочек из драгоценных камушков сделаем, вы его скушаете, и всё пройдет! А, нету денежек? Ну, чо…лаврушку пожуйте, авось не отбросите копыта.По итогу – познавательно в большей степени для людей, интересующихся историей. Местами затянуто, автор будто забывает, о чем хотел сказать вначале, уводя читателя в культурно-археологические и религиозные дебри. Мне хотелось больше конкретики и именно с медицинским уклоном. А так, рассказывая о полости рта, например, Хартнелл вскользь касается вопросов гигиены, при этом много рассуждает об искусстве речи, диалектах и наречиях. В любом случае, у книги определённо найдутся поклонники.
А я вдруг подумала, современному человеку есть чему поучиться у средневековых дремучих жителей. Неспроста же они украшали всё вокруг себя черепами, костьми и скелетами. В этом был свой посыл: «Жизнь пролетает быстро, проживи её с толком».
511,4K