Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
DeadHerzog4 мая 2019 г.Вже ще Польска не сгинела, или Волки Иисусовы
Впервые, наверное, пожалел, что не читаю на польском. Переводчица Мария Абкина проделала потрясающую работу, и даже так чувствуется шикарный слог Владислава Реймонта, густой и вкусный как мед, тягучий и неторопливый, как смена времен года, основательный и кряжистый, как мужики.
Владислав Реймонт косвенно подтверждает выкладки Стивена Франка, писавшего , что крестьяне не воспринимают помещичье владения как частные (мол, лес, может и господский, а вот птица и грибы в нем - божеские), судятся по любому поводу и без повода, люто ненавидят конокрадов, страшно боятся пожара и от безземелья подумывают сбежать в Америку. Что русские крестьяне, что польские - разницы, однако, никакой.
Автор очень подробно воссоздает крестьянский быт, обычаи и ритуалы, особенности взаимоотношений и интеракций, и эта вдумчивая детализированность выдает его происхождение и собственный опыт. Даже есть довольно гнусный органист - уж не батю ли Реймонт имел в виду?
Хотя движуха, конечно, в романе на уровне "бури в стакане воды" - эмоции у всех перехлестывают, брат на брата и сын на отца, жена на муж, а ничего, по сути, не происходит, и всех трясет по абсолютно вымышленным поводам, и делают из мухи слона, что не удивительно - захолустная деревня больше столетней давности. В общем - Деревня. Сумерки. Сага.
В какое точно время происходит действие, определить, правда, точно довольно сложно - внешних событий нет, все замыкается на горизонт. Понятно, что после Январского восстания (оно несколько раз глухо идентифицируется как война), но когда точно - два лаптя от солнца. Судя по упоминанию рубля, угрозах сослать в Сибирь и борьбы с русской школой - это Привислинский край, однако в целом России как таковой нет, как и русских; национальность "стражников" (за исключением самой концовки, гле всплывают их русские фамилии) и "начальства" даже не упоминается - дле местных, по-видимому, все паны одинаковы, и даже усилий местного патриота не хватает для внятных национальных сентиментов.
В целом это народный эпос, заслуженно получивший Нобелевку (хотя слова заслуженный и Нобелевка в одном предложении выглядят странно) и производящий грандиозное впечатление - есть, конечно, недостатки, свойственные жанру, но легко игнорируемые при желании и готовности к погружению. Это такой черный обелиск, возле которого ты сначала кидаешь кость в воздух, а потом вдруг уже в космосе летишь.
362,5K