Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Восход

Виктория Хислоп

  • Аватар пользователя
    Аноним29 апреля 2019 г.
    Фамагуста отливала золотом. Белоснежные пляжи, ласковое море, беззаботные туристы, довольные жизнью обитатели города – на всем, казалось, лежал драгоценный налет удачи и благополучия. Мелкий светлый песок и бирюзовая вода создали идеальную бухту в Средиземном море. Сюда устремлялись искатели удовольствий со всего мира, чтобы насладиться теплом и спокойной гладью моря, нежно плескавшегося вокруг. Это было подобием рая.

    Для меня Фамагуста также отливала золотом. Я видела длинный-длинный белоснежный пляж, ласковое море, мелкий светлый песок и спокойную гладь моря. Вот только никаких туристов здесь уже более сорока лет нет. За моей спиной лежал разлагающийся вот уже 45 лет мертвый город Фамагуста. Город производит неизгладимое впечатление: недостроенные отели, сохранившиеся вывески магазинов и кафе из семидесятых, пустующая, но очень ухоженная церковь, "голубые каски" в здании ООН, полуразрушенные здания...

    Именно этот случайно выпавший мне случай провести несколько дней в городе-призраке Фамагусте (или Вароше) заставил меня начать искать книги по Кипру и по Фамагусте. Когда я натолкнулась на "Восход" и прочитала аннотацию, я подумала: "То, что надо!" И принялась читать. Но, увы, книга оказалась не тем, чем мне представлялось.

    Меня возмущает творчество тех писателей, которые берут какую-то злободневную тему и, не проработав историческую составляющую, создают на основе этой темы какую-то банальную историю, в которой злободневной теме достается очень странная роль. В "Восходе" сама история конфликта между турками-киприотами и греками-киприотами подана неполно, как-то кособоко и односторонне (конечно же, с точки зрения английских колонизаторов, чего еще можно было ожидать от автора?)

    Автор в реалиях того времени много не копается. Она не создает для читателя образ города, она просто несколькими штрихами состряпывает для нас образ роскошного курорта (который, кстати, мог располагаться, где угодно), а военный конфликт используется для того, чтобы "подперчить" сюжет в разных местах книги. На самом же деле, произведение вовсе не о Фамагусте и ее печальной судьбе, и даже не о сосуществовании двух семей противоборствующих сторон вместе; книга о банальной истории любви, об измене, о предательстве. Вместо того, чтобы погрузить нас в трагедию острова автор постоянно отвлекается на "побрякушки": подробно описывает роскошные наряды и украшения Афродити, внутреннее убранство отеля "Восход", богатство и роскошь, которыми окружена Афродити. Автор настолько сосредоточена на описании каких-то банальных мелочей, что вскоре отходит от той обстановки, в которую она поместила своих героев. Мне постоянно хотелось сказать автору: "Больше деталей, больше местности, больше города, больше внутренних мыслей героев о происходящем." Нет, увы. Даже когда трагедия происходит и две семьи - турки-киприоты и греки-киприоты оказываются вместе в запретном городе, даже когда кажется, что ну вот сейчас раскроется эта тема сосуществования двух семей, которых поставили по разные стороны баррикад, - даже тогда автор все сводит к банальщине - к прекрасному, жадному Маркосу, к страдающей от любви Афродити, к банальным словам, к стандартному сценарию...

    Я искала книгу про Фамагусту, про события того времени. Я нашла банальный любовный роман, напичканный клише. Буду искать дальше.

    16
    783