Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Седьмой крест

Анна Зегерс

  • Аватар пользователя
    Unikko29 апреля 2019 г.

    Непростым для меня оказалось чтение романа «Седьмой крест». Не столько из-за темы и специфической манеры письма Анны Зегерс (хаотичное построение сюжета, использование коротких, ломаных предложений, рваный ритм повествования), сколько по причине избыточного пафоса, который «включается» в посвящении: «немецким антифашистам – мертвым и живым – посвящается эта книга» и длится до последнего предложения: «Все мы знали, как беспощадно страшно внешние силы могут терзать человека до самых глубин его существа, но мы знали и то, что в самой глубине человеческой души есть что-то неприкосновенное и неприступное навеки». Принимая во внимание год написания книги и личную судьбу автора, этот пафос, безусловно, оправдан и понятен. Основная идея «Седьмого креста» - показать, что сопротивление возможно. Главный герой романа Георг Гейслер с шестью другими заключенными совершает побег из концлагеря Вестгофен. В течение семи дней он бежит, прячется, спасается от преследователей, обнаруживая при этом поразительные душевные качества - смелость, выдержку, стойкость. Более того: для многих людей, с которыми Георг встречается за эти дни, он становится своего рода вдохновителем, пробуждает в безразличных и пассивных до встречи с ним людях гражданское мужество и готовность оказать сопротивление. При этом сам герой, как постоянно подчеркивает автор, вовсе не является исключительной личностью. Он обыкновенный человек, не отличавшийся благородством или высокими принципами в мирной жизни, простой невзрачный немец, как тысяча других.

    Урок побега Георга Гейслера прост и понятен. Меня лишь смущает нарушенная пропорция: в спасении Георга Гейслера участвуют слишком много людей. Да, среди персонажей «Седьмого креста» есть и убежденные нацисты, есть предатели и негодяи, извлекающие выгоду из чужого горя, есть обычные приспособленцы, единственная цель которых – отгородиться в собственном доме от всех волнений мира. Но очень многие готовы помочь беглецу, что вызывает у меня большие сомнения. Если бы роман писался после войны, то его автору пришлось бы признать, что активных антифашистов среди немцев было крошечное меньшинство, группы сопротивления были малочисленными, слабыми и существенной роли в исходе войны не сыграли. И вот вопрос - почему? Но в 1939 году можно было верить в лучшее.
    В отношении романа Анны Зегерс справедливы выводы, сделанные Сартром о романе «Молчание моря» Веркора. Если кратко: роман Веркора был хорош в своё время и для своего читателя - побежденного и оказавшегося в оккупации населения Франции. Уже в 1942 году, когда на территории Франции снова началась война, «Молчание моря» потеряло свое значение. «Через полтора года после разгрома роман был ярким, сильным, впечатляющим. Через полвека он уже никого не затронет». То же произошло и с романом Анны Зегерс. История его не оправдала.

    27
    2,4K