Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегущий за ветром

Халед Хоссейни

  • Аватар пользователя
    anna_angerona8 августа 2011 г.

    В романе проступают чёткие очертания следующей идеи: судьба человека – это череда последствий его личного выбора, принимаемых им решений относительно того, как поступить в той или иной ситуации. Конечно, сторонние обстоятельства могут вносить определённые коррективы в расположение и особенности звеньев этой «цепи», но всё же основополагающим фактором, формирующим эти звенья, является индивидуальный выбор каждого из нас. В зоне влияния этого выбора находится не только судьба свершающего его, но и тех, «цепи» чьих судеб перехлёстываются с его собственной. Этот факт многократно усиливает ответственность человека за каждое принимаемое им решение.
    Хоссейни в своём произведении очень ярко это демонстрирует – в том числе и через призму размышлений главного героя, который мысленно неоднократно «прокручивает», как плёнки диафильмов в проекторе, альтернативные варианты развития событий в жизни его близких, которые могли бы произойти, если бы он в тот или иной момент принял иное решение, сделал бы иной выбор. Момент осознания им во всей полноте своей ответственности за предпринятые им некогда шаги совпал с пиком нараставшего в нём издавна чувства вины за последствия, которые они за собой повлекли.

    Очень выразителен образ дружбы в романе: она предстаёт здесь как нечто цельное, неуязвимое, самодостаточное, нерушимое, долговечное – это такая дружба, которую не в силах изжить даже предательство одного из тех, кто связан её узами. Дружба в «Бегущем за ветром» – это огонь, для поддержания которого достаточно бдительности лишь одного из двоих сопричастных; этому очагу хватает и одного хранителя, чтобы непрерывно источать свет и тепло пламени.

    Каплю дёгтя к общему положительному и отчасти даже восторженному впечатлению добавил финал произведения, который кажется уж слишком «мыльным» и приторным. Ближе к финалу сюжет начинает покрываться налётом неправдоподобности и нарочитости, а сама концовка становится неким венцом всего этого – этаким «колпаком», неаккуратно и как будто наспех «пришитым» ко всему, что предшествовало финальным эпизодам. Пожалуй, наилучшая формулировка причины моей антипатии к подобного рода «завершающим аккордам» представлена в романе Набокова "Пнин":


    Некоторые люди – и я в их числе – не переносят счастливых концов. Нам кажется, что нас надувают. Беда происходит всегда. В деяньях рока нет места браку. Лавина, остановившаяся по пути вниз в нескольких футах над съежившейся деревушкой, поступает и неестественно, и неэтично.


    ****************************************
    Флэшмоб-2011. За рекомендацию выражаю благодарность e-j-b !

    7
    37