Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним27 апреля 2019 г.В первый раз я познакомилась с этой книгой много лет назад. Я плохо помню свои мысли, но эмоции и чувства…Неизгладимое, переворачивающее все внутри, впечатление. Когда я прочитала вопросы, которые поднимают главные герои книги, о, как же я обрадовалась. Вопросы, которые терзали меня длительное время, но я не могла их сформулировать. Вопросы, на которые должны быть даны ответы, как и в любой другой книге. Для чего в мире страдание? Почему страдают невинные, страдают дети? Почему на чистую искреннюю молитву ребенка, нуждающегося в помощи, Бог не отвечает? Почему допускается в мире бесчеловечная жестокость человека? Какой же у меня был восторг от ожидания ответов. Если в книге есть вопросы, значит в ней есть и ответы. Какой же учебник бывает без ответов? Однако меня ждало разочарование. Ответов не было.
В то время в нашем драматическом театре шла постановка «Легенда о Великом инквизиторе». Я приходила снова и снова. Каждый раз я чувствовала, что происходит что-то важное и я упускаю какую-то маленькую деталь. Нужно быть еще внимательней, еще более вдумчивой. Этот диалог между братьями, между инквизитором и явившемся на землю Богом – все внутри на него у меня откликалось. А вместо ответов поцелуй Бога в уста великого инквизитора. Я была обескуражена этим поцелуем. Я не совсем понимала его сути, но я его приняла.
Прошло время, я снова перечитала, будучи уже с бОльшим жизненным опытом или как сказал бы верующий человек с бОльшим багажом грехов.
На этот раз после прочтения в более осознанном возрасте, я нашла ответ для себя на вопросы.
Дело не в том, почему это происходит. Дело в том почему мы это допускаем? Что мы делаем, чтобы снизить вероятность возникновения таких событий? Как МЫ помогаем?
Так почему мы в первую очередь задаем эти вопросы не себе, а куда-то кому-то? Почему мы только ждем ответы от кого-то? Разве мы не есть разумное существо, которое меняет окружающие условия для своего комфорта? Или нам комфортно от того, что где-то такое происходит? Хм… Тут вы скажете – «а вот и твой вывод, твое заключение: «Начни с себя! Мир вокруг и есть твое отражение».
Я еще раз перечитала главу.
Инквизитор сошедшего на землю Бога запирает в темнице. В севильскую ночь он спускается к нему и вопрошает его о свободе, о ее цене и сути, и сам же отвечает на эти вопросы.
Почему Бог не отвечает? Нет, не имеет он права отвечать на вопросы, чтобы не отнять у людей свободы, за которую он стоял.
Почему Бог тогда, в пустыне, не обратил камни в хлеб и не накормил голодных людей? Потому что тогда лишил бы человека свободы. Какая же это свобода, если послушание куплено хлебами.
Почему Бог не стремится сделать человека счастливым? Ведь явив чудо миру, он бы осчастливил человека, удовлетворив его потребность во всеобщем преклонении перед чем-то. Именно во всеобщем преклонении – для человека важно, чтобы что-то было признанно всеми. Но счастья не бывает без знания для чего жить. Вместо того, чтобы сделать людей счастливыми - овладеть их свободой, Бог увеличил ее еще больше и обременил жизнь вечными душевными самостоятельными поисками смысла жизни. Бог, говорит инквизитор, возжелал свободной любви человека, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, чтобы свободно человек пошел за ним.
Великий инквизитор обвиняет Бога в том, что он не воспользовался своим могуществом, не склонил человека тремя силами – чудо, тайна и авторитет. Если бы он воспользовался ими, за ним пошло бы человечество, а он жаждал тех людей, которые могут отвергнуть чудо в страшные моменты их жизни и в поиске ответов на свои мучительные душераздирающие вопросы остаться лишь со свободным решением. Но что делать со слабосильными людьми?
А что делаем мы с ними? Любим ли мы их так как требуем от других?
О нет, мы просим показать и доказать людей за что их можно любить, почему они достойны этого и, в принципе, заслуживают ли они внимания.Содержит спойлеры5694