Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    helen_woodruff26 апреля 2019 г.

    Вот и состоялось мое знакомство с попыткой Стейнбека написать «великий американский роман». И здесь не лишним будет вспомнить, что «великий» может означать не только «выдающийся», но также и просто «очень большой», и даже «большего размера, чем нужно». Это-то последнее, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к стейнбековскому magnum opus. Очень многословно, муторно и непохоже на себя самого образца «Гроздьев гнева» или «О мышах и людях» автор долго-долго ведет к одной простой, в общем-то, идее о Свободе Выбора человека между добром и злом.

    Роман представляет собой семейную сагу в столь любимых Стейнбеком калифорнийских декорациях, наложенную на библейскую притчу о Каине и Авеле. Центральное место отведено собственно Адаму Траску, его непростым отношениям с беспутной женой Кейт и соперничеству их сыновей-близнецов – Калеба и Аарона, почти с точностью повторяющему противостояние самого Адама с его братом Чарльзом. В дополнение к этой терзаемой ненавистью семейке в романе выведена и другая, вполне благопристойная семья Гамильтонов, которые, вроде бы, списаны с родственников самого Стейнбека по материнской линии. Упоминания также заслуживает умудренный жизнью слуга-китаец Ли, который, после разрыва Адама с женой, заменил тому и жену, и няньку, и мамку.

    Главным испытанием для меня стало то, что почти весь роман – одна сплошная вводная к так и не состоявшемуся моменту «икс». При этом вроде бы и нельзя сказать, что действие здесь отсутствует. Герои рождаются, умирают, переезжают, встречаются и расстаются; меняется с течением времени общество и сама долина Салинас. Но при этом все время в тексте как будто маячит какая-то недосказанность, обещание, что вот-вот, еще немного и автор наконец приступит к главному, что это еще только присказка, а сказка будет впереди. Но нет. Ни одна из мелких коллизий не тянет на главную роль. Ни к одному из героев не получилось по-читательски привязаться, потому что и они здесь какие-то незавершенные, нецельные. Разве что Кейт, твердо знающая, чего хочет, и до конца верная своему выбору. В остальном автор как бы выводит своих героев на сцену, но своей жизнью они у него не живут.

    При всем этом, я не могу сказать, что роман плохой. Нет. Он наполнен философским смыслом, гуманизмом и разными другими наполнителями; он нравоучительный, серьезный и масштабный. Но он не великий. В нем нет души. Во всяком случае, у меня не получилось ее здесь отыскать.

    19
    1,4K