Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нейромант. Трилогия «Киберпространство»

Уильям Гибсон

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2019 г.

    Двоякие впечатления. С одной стороны, Гибсон читается как современная литература, но при этом тут и случаются ощущения дежавю, с другой, романы не дотягивают до нынешних требований к развлекательной литературе. А фантастика, при всех возможностях вложить глубокие конфликты, все же должна развлекать. (И вообще так Брюс Стерлинг считает, в предисловие к рассказам это есть).
    В сборнике три романа и несколько рассказов про мир Муравейника - мир будущего, в котором цифровое пространство имеет огромное влияние на все сферы жизни. Знакомо, да? Этот мир будущего, описанный в восьмидесятых все еще является актуальным для нас будущем. Гаджеты не выглядят устаревшими, потому что Гибсон почти их не описывает, оставляя на фантазию читателя. Не обходятся в мире будущего и без всяких протезов, усовершенствований, пластической хирургии. Тем не менее от романов веет духом времени, ощущением накопленного опыта и его преобразованием в новый жанр. Однако тут и там видишь знакомые элементы, которые подхватили другие творцы и начали играться с новыми игрушками. Фильм "Матрица" можно даже не упоминать, он один из первых приходит на ум. Так же понятно, откуда растут уши японского киберпанка, того же "Призрака в доспехах" и "Gunm". Истории Гибсона отличительны тем, что главными героями выступают не спецы и безгрешные герои, а лузеры в той или иной степени. У нас сейчас тоже мода на неудачников, да и стоит признаться, что про обычных людей читать куда как интереснее. Это и придает романам свежести, которой может не хватать фантастике двадцатого века.
    Романы составляют условную трилогию, они объединены некоторыми второстепенными персонажами и происходящей на фоне сюжетной линией, начавшейся в "Нейроманте" и закончившейся в "Моне Лизе овердрайв".
    "Нейромант" строится на классическом пути героя. У главного героя Кейса есть проблема, ему предлагают сделку, чтобы ее решить, и он оказывается втянут в аферу. Проблемы текста начинаются там, где теряются мотивации персонажей. У Кейса есть мотив, но он то и дела забывается в процессе чтений. То он пытается разобраться, что от него скрывают, то он разбирается с тайнами заказчиков, то девицу свою ревнует. Второстепенные персонажи картоннейший картон. За ними не хочется следить, запоминать, а Гибсон то и дело тыкает в них героя, и ты судорожно вспоминаешь, а кто это вообще есть. Кейс как персонаж в трилогии больше не появляется, а вот картонок, даже случайно упомянутых, можно встретить дальше.
    В "Графе ноль" Гибсон поймал меня на крючок структурой сюжета. Я таю, когда в романах несколько персонажей со своими сюжетными линиями, происходящими параллельно. У нас есть три персонажа, три арки развития героя, три микросюжета, один макросюжет для этого романа и ниточки связи между первой частью трилогии и последней. Главные герои в той или иной степени привлекают, за ними интересно следить, но второстепенные персонажи все равно картон. И стало гораздо меньше киберпространства. Если в "Нейроманте" Кейс у нас компьютерный ковбой, то в "Графе ноль" только линия Бобби Графа соприкасается с матрицей.
    "Мона Лиза овердрайв" концептуально повторяет "Граф ноль", но теряет все его плюсы. Одна из картонок из "Графа" становится главной героиней и получает сюжетную линию. Появляется куча странных людей, которых не раскрывают, лишь вбрасывая информацию об их происхождении. Возвращаются второстепенные персонажи предыдущих романов. Бобби Граф отходит на третий план и его мотивы вообще не рассказываются. Пропадает путь героя из всех микросюжетов. А еще все эти маленькие сюжеты маленьких персонажей не дают главного: рассмотреть большую историю за их проблемами. Глобальный конфликт прошел на заднем плане, не рассказан совсем, право голоса дано не тем персонажам... Вернее, рассказ ведется от лица тех персонажей, которых хотел показать Гибсон для раскрытия определенных тем. Похоже, в рамках этой темы ему был не важен этот глобальный конфликт, но каких же скучных людей он выбрал для этой цели. Поэтому-то и хочется больше вникать в подтекст и выискивать детали большой проблемы, а не копаться в болоте мелких желаний персонажей. Третья часть не удалась.
    Рассказы перебиваются с середины на половину. Какие-то проходные, в какие-то Гибсон успевает заложить и сюжет, и мысли на подумать. В основном это рассказы в соавторстве. Некоторых персонажей из рассказов упоминали или они были активными лицами в трилогии. Понравились рассказы "Красная звезда, зимняя орбита" и "Поединок" (оба в соавторстве).
    Еще общим недостатком для всего сборника я выделю невнятные экшн сцены. Там, где должна быть динамика, появляется куча описаний, отвлеченных мыслей, и картинка разваливается. А еще мой мозг обманулся толщиной издания и постоянно обламывался, когда сюжет заканчивался, но это не имеет к Гибсону отношения.
    В целом впечатления положительные, хотя залпом читать было сложно. Больше Гибсона читать не буду, хватило первого знакомства.

    2
    321