Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Камо грядеши

Генрик Сенкевич

  • Аватар пользователя
    Le_Roi_des_aulnes25 апреля 2019 г.

    Жизнь под эгидой безумия

    «Камо грядеши» – исторический роман Генрика Сенкевича, который переносит нас в Рим времен правления Нерона и начала распространения христианства.

    Мир, познавший красоту почти во всех её выражениях, пресытился. Существование стало пустым, а для того, чтобы испытывать эмоции, чувствовать себя живыми, людям приходится находить всё более и более изощренные формы потакания своим страстям. Эпоха изжила себя, и вот, на фоне полного упадка, появились они – небольшая иудейская секта (сперва), для которой душа значила гораздо больше всего остального.

    Повествование в основном идет от лица представителей элиты, их голосами звучали сомнения их современников. Первых христиан не понимали: являясь закрытым обществом, они внушали ужас, вокруг них бытовало много легенд и предрассудков, и сила этого недоверия и привела к событиям, имевшим место быть.

    Непривычной была принципиально новая форма служения своему «божеству», читатель с главными героями проходит путь к пониманию идей новой веры. Эта часть показалась мне наиболее сильной, т.к. автор, тщательно проработав каждую ключевую для произведения личность, смог очень достоверно передать их мотивы и чувства, что помогает максимально пропустить ситуацию через себя, «вжиться» в историю.

    Из первых впечатлений:


    «Мы умеем жить, сумеем и умереть!» — сказал Петроний. А они? Они умеют лишь прощать, но им неведома ни настоящая любовь, ни настоящая ненависть»

    С точки зрения оформления исторической части роман понравился мне меньше. Мой начальный страх прошел, оставив лишь осадок: осела на первой главе, поняла, что имен будет много, выписывала их для себя (неподготовленным придется труднее, называется «вспомнить всё»), но вздохнула с облегчением, т.к. все основные персонажи в этой главе и вводятся, в дальнейшем ориентироваться куда проще – новые будут присоединяться постепенно. Однако помимо этого книга с целью достижения предельной точности основательно нагружена терминологией, архаизмами и ссылками, иногда (особенно в описании архитектуры) правдоподобность за всеми этими словесными нагромождениями терялась.

    Сенкевичу удалось невероятно живо изобразить характер происходящих событий; отрывок о триумфе Нерона:


    «Стихотворец был счастлив, декламатор испытывал вдохновение, искатель сильных ощущений упивался ужасающим зрелищем, с наслаждением думая, что даже гибель Трои была мелочью в сравнении с гибелью этого гигантского города. Чего еще было желать! Вот он Рим, миродержавный Рим, пылает, а он, Нерон, стоит на аркадах акведука с золотою лютней в руке — у всех на виду, весь в пурпуре, великолепный, поэтичный, вызывая всеобщий восторг. Где-то там, внизу, во мраке, копошится и ропщет народ. Пусть себе ропщет! Пройдут века, минуют тысячелетья, а люди будут помнить и прославлять поэта, который в такую ночь воспевал падение и пожар Трои. Что против него Гомер? Что сам Аполлон со своею выдолбленною из дерева формингой?»

    И поэтому последнее моё разочарование было связано с тем, что к финалу произведения многие действительные факты были замяты: среди них была и история о судьбе Августы Поппеи – одной из самых влиятельных женщин того времени – которую я очень ждала услышать.

    Несмотря на достаточно внушительный объем, книга затягивает, и, вопреки минусам, которые я отметила лично для себя, каждой её гранью я осталась очень довольна. Планка выдержана от начала до конца.

    81
    12,3K