Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стамбул. Город воспоминаний

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    Andrey_Rese23 апреля 2019 г.

    Город и его Голос

    Автор с точностью физиолога-естествоиспытателя запротоколировал все этапы создания Городом своего поэта. Поэта, ставшего голосом Города. У каждого города есть свой голос, можно поговорить с Москвой, СПб, Берлином. Иногда этим голосом является поэзия, иногда живопись, архитектура, фотография, кино. Памуку удалось описать как именно Город создает поэта для общения с внешним миром.
    Доброта и душевное здоровье автора чувствуется в каждой строчке. Нет надрыва и стенания по поводу упадка и внешних признаков деградации города. Наоборот, автору великолепно удалось описать участие Времени в создании Города.
    Но в книге есть и другое...


    И если вы уже не в том возрасте, когда можно вытащить из ножен меч или вскарабкаться на трибуну, чтобы проорать морю голов о своем отвращении к прошедшему, происходящему и имеющему произойти, если таковая трибуна отсутствует или если таковое море пересохло, -- все-таки остается еще лицо и губы, по которым может еще скользнуть вызванная открывающейся как мысленному, так и ничем не вооруженному взору картиной улыбка презрения.
    С ней, с этой улыбкой на устах, можно взобраться на паром и отправиться пить чай в Азию. Через двадцать минут можно сойти в Чингельчее, найти кафе на самом берегу Босфора, сесть на стул, заказать чай и, вдыхая запах гниющих водорослей, наблюдать, не меняя выражения лица, как авианосцы Третьего Рима медленно плывут сквозь ворота Второго, направляясь в Первый.

    Иосиф Бродский - Путешествие в Стамбул
    Орхан читал эссе Бродского Путешествие в Стамбул (1985). Свое впечатление от «авианосцев Третьего Рима» медленно плывущих сквозь ворота Второго, Памук описывал так.


    «Из ночной темноты выдвигалась и вырастала над морем таинственная громада, настоящий левиафан, наползающий, казалось, прямо на ближайший к морю холм (с которого я за ним и наблюдал). Словно вышедший из моих страшных снов призрак — советский военный корабль! (…) я один видел этот огромный советский крейсер, направляющийся неведомо куда, чтобы натворить неизвестно каких бед.».

    В других местах это впечатление повторяется, что исключает его случайность. Стойкое неприятие советского военного поведения и любовь к русской классической литературе выглядят вполне привычным диссонансом.

    Еще одно впечатление. Неизбежно возникает желание сравнить нашу и турецкую историю. Мы очень похожи друг на друга. Турки тоже мучительно разрываются между Западом и Востоком, между модернизацией и традицией. Тоже тоскуют по утерянному величию. Но, в отличие от нас, не живут прошлыми победами и избавились от иллюзий о будущем расцвете. Им повезло, нам – нет.

    22
    1,5K