Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним7 августа 2011 г.

    Читатель, добро пожаловать в Нью-Кробюзон, "этот величайший сросток архитектуры и истории, этот сложнейший конгломерат денег и трущоб, языческое божество на паровой тяге". Город, безусловно эпичен и своей пестрой до головной боли конструкцией, и своим многомилионным населением (которого здесь, похоже, около 66,67 млн). Нью-Кробюзон ввинчивается в глаза и уши какофонией форм, запахов и звуков: о да, здесь живут и люди-жуки хепри, и люди-кактусы, и водяные, и гордые люди-птицы гаруды, "передаланные" - выкидыши генетической инженерии, и еще множество мелких и не очень тварей. Да, вряд ли вы захочете провести здесь отпуск, ведь "каждое здание превращается в гнездо. Весь город перестает быть достойным уважения — его воздух загрязнен донельзя, его постройки разбросаны без всякою смысла, по чьей-то нелепой прихоти. Здания правительства и милиции обернулись помпезными термитниками. Мимо тусклых пятен трущоб хочется пролететь побыстрей, не мои это заботы — грязь, нищета, деградация, ютящиеся в тенях архитектурного ландшафта".

    И на фоне всего этого безумства разворачиваются не менее безумные события. Что же происходит? Ну, начнем с того, что у не вполне адекватного ученого и его насекомоподобной любовницы (сцены их взаимной нежности тешат не только дядюшку Фрейда, но и пару поколений энтомологов) появляются загадочные клиенты: бескрылый человек-птица и босс местной мафии (на русский переведен как Поппури - ибо он и вправду являет собой уродливую смесь ножек-ручек-голов-щупалец и прочих не менее дивных органов). В развитии сей интриги автор дурманит не только чудаковатого профессора Айзека сонной дури, но, похоже, и сам позволяет каннабиодам овладеть своим разумом - и, понеслась! В течении повестования мы знакомимся с:

    • гигантскими человекообразными мотыльками, которые не просто обладают силой похлеще Чужого, но еще пожирают человеческое подсознание, испражняясь ночными кошмарами;
    • насквозь коррумпированной властью, которая консультируется - suprise, surprise! - с самими слугами Зла и их начальством;
    • маленьким, но от того не менее гордым Сопротивленьицем, которое издает подпольную газету и пытается организовать бунт/стачку/революцию;
    • deus ex machina - полубезумный полубог паук Ткач, любитель танцев в гиперреальности, разговаривать капсом и без запятых;
    • deus все-таки и in machina - эволюционировавший пылесос, ставший техно-богом новой Эры;
    • кризисная энергия - магия на стыке физики, математики и философии;
    • ну и еще куча всего.

      Сначала мне все это показалось просто ну очень weird fantasy. Однако же что-то смущало, не давало покоя на протяжении всего текста. Под конец смутные сомнения набрали четкость - и я полез в википедию проверить - и точно, черт побери, да ведь автор марксист! И сразу весь сюжет стал ясным и прозрачным. Итак, за всей этой фэнтези-головоломщиной прячется едкая критика капитализма, этого царства всепобедивших денег, символом которого стал этот гниющий мегаполис Нью-Кробюзон. Тут вам и стеб над слепым преклонением перед техникой, и насмешка над иллюзорной демократией, которая на самом деле - полицейское государство, и страдания простого народа - угнетенного, забывшего о свободе, кладущего время и здоровье на алтарь жалкой зарплаты. И Вокзал потерянных снов - монумент провалу государства всеобщего благоденствия. Неудивительно, что лучшие жители этого мира - и Нью-Кробюзона в частности - люди-птицы гаруды имеют общественный строй, очень похожий на коммунизм. Вы просто послушайте:



    Взять не то, что можно… абстрагироваться от действительности, забыть, что ты — узел в матрице, что у твоих поступков будут последствия… Мы не вправе выбирать иное бытие. Что есть общество, как не способ, позволяющий всем… всем нам, индивидуальностям, иметь выбор? <...> В твоем городе много говорят об индивидуальностях, но давят их, загоняя в иерархии, пока их выбор не ограничивается тремя видами убожества. Наша пустыня небогата, порой мы голодаем, страдаем от жажды. Но у нас ровно столько вариантов выбора, сколько их вообще существует. Нельзя только забывать себя, забывать о существовании своих товарищей, жить так, будто только ты один — индивидуальность…


    И тогда оказывается, что протагонист романа - вовсе не Айзек, а лишенный крыльев гаруда, чьи записки можно найти в конце многих глав. Его трагедия - трагедия человека, изгананного из идеального общества за лишение другого индивида выбора, вынужденного стать еще одним из миллионов жителей гигантского многорасового болота безысходности и несправедливости - Нью-Кробюзона.

    P.S. Флешмоб-2011, рекомендация от Seducia

    22
    87