Рецензия на книгу
Три мушкетера
Александр Дюма
Аноним21 апреля 2019 г.Не мы такие, жизнь такая...
Предисловие. Когда мне было, наверное, лет двенадцать, вышел сериал "Бригада". Мы смотрели его запоем. Мальчишки на улице играли в "бригаду" и ссорились за право "быть Сашей Белым". Взрослые плевались и сетовали, что телевидение прославляет бандитов, представляя их благородными людьми.
Так вот, "Мушкетеры" - это та же "Бригада", так что смешно слушать, когда говорят с ностальгией: "вот в наше время всей этой гадости не было, учили только доброму и светлому, и играли мы в мушкетеров."
Теперь к делу. Когда я прочитала эту книгу впервые, мне не понравилось. Занося ее в свой лист прочитанного, поставила 3 звезды. Теперь, прочитав ее второй раз, повысила оценку до положительной -
Излагаю впечатления.
Первая треть книги просто отвратительна. В ней мы знакомимся с действующими лицами и их образом жизни. Так вот - положительных персонажей я здесь не нашла. Почти все герои (из тех, что достойны упоминания) мерзкие личности. Одна лишь несчастная Анна Австрийская просто глупа, без мерзости.
Начнем с мушкетеров в целом, с этого "избранного общества", куда так стремился Д'Артаньян, и в которое, между прочим, принимали только людей благородного происхождения.
Небрежно одетые, подвыпившие, исцарапанные, мушкетеры короля, или, вернее, мушкетеры г-на де Тревиля, шатались по кабакам, по увеселительным местам и гульбищам, орали, покручивая усы, бряцая шпагами и с наслаждением задирая телохранителей кардинала, когда те встречались им на дороге. Случалось, их убивали, и они падали, убежденные, что будут оплаканы и отомщены; чаще же случалось, что убивали они, уверенные, что им не дадут сгнить в тюрьме: г-н де Тревиль, разумеется, вызволит их.Мне эти "господа" живо напомнили футбольных "ультрас" - все бесчинства ради своих. У них фразы "наших бьют" и "за своих" оправдывают все, вплоть до убийства. А если не "ультрас", так те разбойники, которые примыкают к мирным протестным движениям и, под предлогом борьбы за правое дело, громят магазины, жгут автомобили, грабят, мародерствуют и нападают на полицию.
Теперь немного о главных действующих лицах.
Хотя Атосу было не более тридцати лет, и он был прекрасен телом и душой, никто не слышал, чтобы у него была возлюбленная.<...> он приучил Гримо исполнять его требования: тот повиновался простому знаку или легкому движению губ. Разговаривал с ним Атос только при самых необычайных обстоятельствах. Случалось, что Гримо, который, как огня боялся своего господина, хотя и был горячо привязан к нему и преклонялся перед его умом, полагая, что уловил его желания, бросался исполнять их и делал как раз обратное тому, что хотел Атос. Тогда Атос пожимал плечами и без малейшего гнева избивал Гримо. В такие дни он бывал несколько разговорчивее.Да уж, действительно, сей кавалер душой прекрасен.
В конце концов, когда стало ясно, что скоро почувствуется уже недостаток в необходимом, они с трудом наскребли еще восемь или десять пистолей, с которыми Портос отправился играть. Но ему в этот день не везло: он спустил все и проиграл еще двадцать пять пистолей на честное слово.А-а-а-а!.. Святые анчоусы, какие идиоты... рукалицо
Далее, посмотрим как эти "благородные господа" обошлись с хозяином дома, где жил Д'Артаньян - торговцем галантереей господином Бонасье.
Для начала, Д'Артаньян прожил у него три месяца, ни разу не побеспокоившись о плате за квартиру. Когда у Бонасье похитили жену, он попросил Д'Артаньяна о помощи, не только не требуя платы за постой (хоть и упомянул о задолженности), но и "рассчитывая не напоминать вам о плате за квартиру и впредь" и предложив, сверх того, денег "пистолей пятьдесят". Далее мушкетеры вели себя как-то так- Планше, - сказал Д'Артаньян, <...> - спуститесь вниз к владельцу этого дома, господину Бонасье, и попросите прислать нам полдюжины бутылок вина Божанси. Я предпочитаю его всем другим.
- Вот так штука! - воскликнул Портос. - Вы пользуетесь, по-видимому, неограниченным кредитом у вашего хозяина?
- Да, - ответил Д'Артаньян. - С нынешнего дня. И будьте спокойны: если вино его окажется скверным, мы пошлем к нему за другим.
А вам не кажется, что вы оборзели, господин Д'Артаньян? А в дальнейшем, пока господин Бонасье маялся в Бастилии, благородный гасконец вовсю охмурял его жену. Автор, правда, сделал галантерейщика трусливым и безвольным существом, и тот, трясясь за свою шкуру, стал доносить кардиналу. Но это все произошло после и ни в малейшей степени не оправдывает пренебрежительно-потребительского отношения к нему мушкетеров. Но вы посмотрите, как изворачиватся господин Дюма:
Подойдя к дому, он увидел г-на Бонасье, стоявшего в халате на пороге двери. Все, что осторожный Планше говорил ему накануне о коварных свойствах их хозяина, припомнилось сейчас Д'Артаньяну, и он взглянул на него с большим вниманием, чем когда бы то ни было прежде. В самом деле, помимо желтоватой болезненной бледности, говорящей о разлитии желчи и, возможно, имеющей случайную причину, Д'Артаньян заметил в расположении складок его лица что-то предательское и хитрое. Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какимии плачет человек искренний. Всякая фальшь - это маска, и ка бы хорошо ни была сделана эта маска, всегда можно отличить ее от истинного лица, если внимательно присмотреться.
И вот Д'Артаньяну показалось, что Бонасье носит маску, и притом препротивную маску.А-а, ну тогда конечно. Угу, угу.
Про неверную госпожу Бонасье и говорить не стану. Но у нее хоть есть на то причины. Мужа она не любит. Он трус и ничтожество. Он сознался ей в пособничестве кардиналу, а она верна королеве. А тут к ее ногам пал храбрый симпатяга, готовый хоть умереть за нее саму и за королеву. Что ж, ее можно понять. Но она персонаж столь бледный, что, не будь ее вовсе, роман ничего бы не потерял.
Но королева, несомненно, дура.
Я не осуждаю ее за влюбленность в Бэкингема. Причины, опять-таки, наличествуют. Пусть любит, пусть даже встречается тайком, подвергая себя и его опасности. Но зачем дарить немаленький такой ларец с подаренными королем подвесками!? Неужели ничего понезаметнее не нашлось? К тому же, спустя некоторое время, когда понадобилось послать гонца за подвесками в Лондон, и стали нужны деньги - что мы видим?
Анна Австрийская подошла к своей шка- Возьми этот перстень, - сказала она. - Говорят, что он стоит очень дорого. Мне подарил его мой брат, испанский король. Он принадлежит лично мне, и я могу располагать им. Возьми это кольцо, обрати его в деньги...
Так что ж ты его-то не подарила герцогу на память? А то подарила любовнику подарок мужа, да еще и муж хватился. Мне бы на месте не только мужа, но даже и любовника это показалось оскорбительным. Наверняка, нашлись бы в ее шкатулке и другие некрупные побрякушки, которые поместились бы в кулаке и о которых за их давностью никто бы и не вспомнил. Но нет, она потащила громоздкий ларец на виду у всех своих дам, среди которых, конечно, была доносчица, а вернулась без него. Дура - это судьба.
Король, кстати, тоже тот еще "подарок". О нем даже писать не буду. Просто неприятная вздорная личность.
Дальше. Поехали наши молодчики выполнять трудное и опасное задание - спасать честь королевы путем возвращения тех самых подвесков. Знают прекрасно, что их попытаются перехватить, остановить, помешать любыми средствами. И что же?
Какой-то дворянин <...> завтракал, сидя за тем же столом. Он завел разговор о погоде. Наши путники ответили. Он выпил за их здоровье. Они выпили за него.
<...> незнакомец предложил Портосу выпить за здоровье кардинала. Портос ответил, что готов это сделать, если незнакомец, в свою очередь, выпьет за короля. Незнакомец воскликнул, что не знает другого короля, кроме его преосвященства. Портос назвал его пьяницей. Незнакомец выхватил шпагу.Ну, не идиот ли? Трудно было промолчать и выпить хоть за самого дьявола? Ведь у тебя такое ответственное задание. Эээх... Да, идиот, но зато гордый идиот. И раненый к тому же. Кстати, этот напыщенный идиот, не имея ни гроша, любит красивые одежки и побрякушки. Всячески пускает пыль в глаза, даже "друзьям" своим. А до кучи еще и альфонс. Причем альфонсит он совершенно беззастенчиво. Типа, хочешь обладать таким красавчиком - прояви щедрость. Желающих много, победительница одна - та, которая больше раскошелится (фу, аж передернуло). А у них в те времена это в порядке вещей, о чем автор и заявляет напрямую.
А Арамис, кстати, мало того, что двуличен (то "мир - прах, пора подумать о бессмертии души, ухожу в священники, то "пошло все к черту, жратвы и вина мне, да побольше"). Он еще и проводит свободное время за полировкой ногтей, мнет мочки ушей для придания им красивого оттенка и старается, как бы невзначай, принимать живописные позы. А у высокородного Атоса такие позы получаются случайно, совершенно естественно, заставляя Арамиса бледнеть от зависти.
Что за?.. нет, вы перечитайте портреты этих мушкетеров. Это же какой-то "институт неблагородных девиц". Д'Артаньян, растеряв по пути в Лондон всех своих друзей-мушкетеров, вернулся благополучно. Потом собрался на свидание с возлюбленной, попутно заглянув к друзьям. Оказалось, ни один не вернулся. Да бог с ними! Женщина назначила свидание, тут уж не до друзей. Только когда де Тревиль посоветовал убраться из города и заодно поехать на их поиски, ГГ заявил, что как раз собирался это сделать. Хорош "друг". С такими "друзьями" и врагов не надо.
Один Атос, хоть и тоже скотина, но под конец стал вызывать у меня сочувствие.
Вообще, из персонажей вызвали хоть какие-то положительные чувства считанные единицы. Королева (хоть и дура), герцог Бэкингем (хоть тоже не безгрешен), Винтер - деверь миледи (его, вроде, не в чем упрекнуть), начальник королевских мушкетеров де Тревиль (не ангел, но хоть не сволочь), кардинал Ришелье (а что, умный дядька, ничего действительно гадкого не совершил), палач (да-да) ну и чуть-чуть Атос.
А уж когда миледи понесла заслуженное наказание, я возопила "Аллилуйя!".
Я понимаю, что другие времена, другие понятия о том, что хорошо, что плохо, а что "нормально". Но все-таки "какая гадость... какая гадость эта ваша заливная рыба".
С момента эпопеи с подвесками и далее действие, поначалу довольно тягомотное, набирает обороты. Становится интересно, хочется читать и поскорее узнать, что же дальше (повторяю, читала второй раз). Вот за то, что этот весьма пожилой приключенческий роман так легко и интересно читается (хоть и не с самого начала), за спасение бедняги Анны и за наказание миледи, а также за отсутствие слащавого хеппи-энда, ставлю господину Дюма
151,2K