Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Три мушкетера

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним21 апреля 2019 г.

    Не мы такие, жизнь такая...

    Предисловие. Когда мне было, наверное, лет двенадцать, вышел сериал "Бригада". Мы смотрели его запоем. Мальчишки на улице играли в "бригаду" и ссорились за право "быть Сашей Белым". Взрослые плевались и сетовали, что телевидение прославляет бандитов, представляя их благородными людьми.
    Так вот, "Мушкетеры" - это та же "Бригада", так что смешно слушать, когда говорят с ностальгией: "вот в наше время всей этой гадости не было, учили только доброму и светлому, и играли мы в мушкетеров."
    Теперь к делу. Когда я прочитала эту книгу впервые, мне не понравилось. Занося ее в свой лист прочитанного, поставила 3 звезды. Теперь, прочитав ее второй раз, повысила оценку до положительной -
    Излагаю впечатления.
    Первая треть книги просто отвратительна. В ней мы знакомимся с действующими лицами и их образом жизни. Так вот - положительных персонажей я здесь не нашла. Почти все герои (из тех, что достойны упоминания) мерзкие личности. Одна лишь несчастная Анна Австрийская просто глупа, без мерзости.
    Начнем с мушкетеров в целом, с этого "избранного общества", куда так стремился Д'Артаньян, и в которое, между прочим, принимали только людей благородного происхождения.


    Небрежно одетые, подвыпившие, исцарапанные, мушкетеры короля, или, вернее, мушкетеры г-на де Тревиля, шатались по кабакам, по увеселительным местам и гульбищам, орали, покручивая усы, бряцая шпагами и с наслаждением задирая телохранителей кардинала, когда те встречались им на дороге. Случалось, их убивали, и они падали, убежденные, что будут оплаканы и отомщены; чаще же случалось, что убивали они, уверенные, что им не дадут сгнить в тюрьме: г-н де Тревиль, разумеется, вызволит их.

    Мне эти "господа" живо напомнили футбольных "ультрас" - все бесчинства ради своих. У них фразы "наших бьют" и "за своих" оправдывают все, вплоть до убийства. А если не "ультрас", так те разбойники, которые примыкают к мирным протестным движениям и, под предлогом борьбы за правое дело, громят магазины, жгут автомобили, грабят, мародерствуют и нападают на полицию.
    Теперь немного о главных действующих лицах.


    Хотя Атосу было не более тридцати лет, и он был прекрасен телом и душой, никто не слышал, чтобы у него была возлюбленная.<...> он приучил Гримо исполнять его требования: тот повиновался простому знаку или легкому движению губ. Разговаривал с ним Атос только при самых необычайных обстоятельствах. Случалось, что Гримо, который, как огня боялся своего господина, хотя и был горячо привязан к нему и преклонялся перед его умом, полагая, что уловил его желания, бросался исполнять их и делал как раз обратное тому, что хотел Атос. Тогда Атос пожимал плечами и без малейшего гнева избивал Гримо. В такие дни он бывал несколько разговорчивее.

    Да уж, действительно, сей кавалер душой прекрасен.


    В конце концов, когда стало ясно, что скоро почувствуется уже недостаток в необходимом, они с трудом наскребли еще восемь или десять пистолей, с которыми Портос отправился играть. Но ему в этот день не везло: он спустил все и проиграл еще двадцать пять пистолей на честное слово.

    А-а-а-а!.. Святые анчоусы, какие идиоты... рукалицо
    Далее, посмотрим как эти "благородные господа" обошлись с хозяином дома, где жил Д'Артаньян - торговцем галантереей господином Бонасье.
    Для начала, Д'Артаньян прожил у него три месяца, ни разу не побеспокоившись о плате за квартиру. Когда у Бонасье похитили жену, он попросил Д'Артаньяна о помощи, не только не требуя платы за постой (хоть и упомянул о задолженности), но и "рассчитывая не напоминать вам о плате за квартиру и впредь" и предложив, сверх того, денег "пистолей пятьдесят". Далее мушкетеры вели себя как-то так


    • Планше, - сказал Д'Артаньян, <...> - спуститесь вниз к владельцу этого дома, господину Бонасье, и попросите прислать нам полдюжины бутылок вина Божанси. Я предпочитаю его всем другим.
    • Вот так штука! - воскликнул Портос. - Вы пользуетесь, по-видимому, неограниченным кредитом у вашего хозяина?
    • Да, - ответил Д'Артаньян. - С нынешнего дня. И будьте спокойны: если вино его окажется скверным, мы пошлем к нему за другим.

      А вам не кажется, что вы оборзели, господин Д'Артаньян? А в дальнейшем, пока господин Бонасье маялся в Бастилии, благородный гасконец вовсю охмурял его жену. Автор, правда, сделал галантерейщика трусливым и безвольным существом, и тот, трясясь за свою шкуру, стал доносить кардиналу. Но это все произошло после и ни в малейшей степени не оправдывает пренебрежительно-потребительского отношения к нему мушкетеров. Но вы посмотрите, как изворачиватся господин Дюма:


    Подойдя к дому, он увидел г-на Бонасье, стоявшего в халате на пороге двери. Все, что осторожный Планше говорил ему накануне о коварных свойствах их хозяина, припомнилось сейчас Д'Артаньяну, и он взглянул на него с большим вниманием, чем когда бы то ни было прежде. В самом деле, помимо желтоватой болезненной бледности, говорящей о разлитии желчи и, возможно, имеющей случайную причину, Д'Артаньян заметил в расположении складок его лица что-то предательское и хитрое. Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какимии плачет человек искренний. Всякая фальшь - это маска, и ка бы хорошо ни была сделана эта маска, всегда можно отличить ее от истинного лица, если внимательно присмотреться.
    И вот Д'Артаньяну показалось, что Бонасье носит маску, и притом препротивную маску.

    А-а, ну тогда конечно. Угу, угу.
    Про неверную госпожу Бонасье и говорить не стану. Но у нее хоть есть на то причины. Мужа она не любит. Он трус и ничтожество. Он сознался ей в пособничестве кардиналу, а она верна королеве. А тут к ее ногам пал храбрый симпатяга, готовый хоть умереть за нее саму и за королеву. Что ж, ее можно понять. Но она персонаж столь бледный, что, не будь ее вовсе, роман ничего бы не потерял.
    Но королева, несомненно, дура.
    Я не осуждаю ее за влюбленность в Бэкингема. Причины, опять-таки, наличествуют. Пусть любит, пусть даже встречается тайком, подвергая себя и его опасности. Но зачем дарить немаленький такой ларец с подаренными королем подвесками!? Неужели ничего понезаметнее не нашлось? К тому же, спустя некоторое время, когда понадобилось послать гонца за подвесками в Лондон, и стали нужны деньги - что мы видим?


    Анна Австрийская подошла к своей шка
    • Возьми этот перстень, - сказала она. - Говорят, что он стоит очень дорого. Мне подарил его мой брат, испанский король. Он принадлежит лично мне, и я могу располагать им. Возьми это кольцо, обрати его в деньги...

      Так что ж ты его-то не подарила герцогу на память? А то подарила любовнику подарок мужа, да еще и муж хватился. Мне бы на месте не только мужа, но даже и любовника это показалось оскорбительным. Наверняка, нашлись бы в ее шкатулке и другие некрупные побрякушки, которые поместились бы в кулаке и о которых за их давностью никто бы и не вспомнил. Но нет, она потащила громоздкий ларец на виду у всех своих дам, среди которых, конечно, была доносчица, а вернулась без него. Дура - это судьба.

    а.

  • Король, кстати, тоже тот еще "подарок". О нем даже писать не буду. Просто неприятная вздорная личность.
    Дальше. Поехали наши молодчики выполнять трудное и опасное задание - спасать честь королевы путем возвращения тех самых подвесков. Знают прекрасно, что их попытаются перехватить, остановить, помешать любыми средствами. И что же?


    Какой-то дворянин <...> завтракал, сидя за тем же столом. Он завел разговор о погоде. Наши путники ответили. Он выпил за их здоровье. Они выпили за него.
    <...> незнакомец предложил Портосу выпить за здоровье кардинала. Портос ответил, что готов это сделать, если незнакомец, в свою очередь, выпьет за короля. Незнакомец воскликнул, что не знает другого короля, кроме его преосвященства. Портос назвал его пьяницей. Незнакомец выхватил шпагу.

    Ну, не идиот ли? Трудно было промолчать и выпить хоть за самого дьявола? Ведь у тебя такое ответственное задание. Эээх... Да, идиот, но зато гордый идиот. И раненый к тому же. Кстати, этот напыщенный идиот, не имея ни гроша, любит красивые одежки и побрякушки. Всячески пускает пыль в глаза, даже "друзьям" своим. А до кучи еще и альфонс. Причем альфонсит он совершенно беззастенчиво. Типа, хочешь обладать таким красавчиком - прояви щедрость. Желающих много, победительница одна - та, которая больше раскошелится (фу, аж передернуло). А у них в те времена это в порядке вещей, о чем автор и заявляет напрямую.
    А Арамис, кстати, мало того, что двуличен (то "мир - прах, пора подумать о бессмертии души, ухожу в священники, то "пошло все к черту, жратвы и вина мне, да побольше"). Он еще и проводит свободное время за полировкой ногтей, мнет мочки ушей для придания им красивого оттенка и старается, как бы невзначай, принимать живописные позы. А у высокородного Атоса такие позы получаются случайно, совершенно естественно, заставляя Арамиса бледнеть от зависти.
    Что за?.. нет, вы перечитайте портреты этих мушкетеров. Это же какой-то "институт неблагородных девиц". Д'Артаньян, растеряв по пути в Лондон всех своих друзей-мушкетеров, вернулся благополучно. Потом собрался на свидание с возлюбленной, попутно заглянув к друзьям. Оказалось, ни один не вернулся. Да бог с ними! Женщина назначила свидание, тут уж не до друзей. Только когда де Тревиль посоветовал убраться из города и заодно поехать на их поиски, ГГ заявил, что как раз собирался это сделать. Хорош "друг". С такими "друзьями" и врагов не надо.
    Один Атос, хоть и тоже скотина, но под конец стал вызывать у меня сочувствие.
    Вообще, из персонажей вызвали хоть какие-то положительные чувства считанные единицы. Королева (хоть и дура), герцог Бэкингем (хоть тоже не безгрешен), Винтер - деверь миледи (его, вроде, не в чем упрекнуть), начальник королевских мушкетеров де Тревиль (не ангел, но хоть не сволочь), кардинал Ришелье (а что, умный дядька, ничего действительно гадкого не совершил), палач (да-да) ну и чуть-чуть Атос.
    А уж когда миледи понесла заслуженное наказание, я возопила "Аллилуйя!".
    Я понимаю, что другие времена, другие понятия о том, что хорошо, что плохо, а что "нормально". Но все-таки "какая гадость... какая гадость эта ваша заливная рыба".
    С момента эпопеи с подвесками и далее действие, поначалу довольно тягомотное, набирает обороты. Становится интересно, хочется читать и поскорее узнать, что же дальше (повторяю, читала второй раз). Вот за то, что этот весьма пожилой приключенческий роман так легко и интересно читается (хоть и не с самого начала), за спасение бедняги Анны и за наказание миледи, а также за отсутствие слащавого хеппи-энда, ставлю господину Дюма

15
1,2K