Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 30 томах. Том 7. Лавка древностей

Чарльз Диккенс

  • Аватар пользователя
    Аноним21 апреля 2019 г.

    Телевизор для XIX века

    Эта книга была написана при свечах и, конечно, должна читаться в том же ритме – ритме людей, которые никуда не спешат. (Недаром многие пишут о том, что Диккенса надо читать у камина.) У них нет никаких иных дел и занятий, кроме чтения. «Лавка древностей» была создана тогда, когда не было ни электричества, ни граммофона, ни синематографа, ни радио, ни телевидения, ни интернета. Уделом большинства был тяжкий труд (и они-то ничего не читали), меньшинства – покупки, обеды и ужины, редкие балы, в городе театры, в деревне прогулки на природе (все эти занятия прекрасно описаны у Джейн Остин). И чтение.

    «Лавка древностей» удовлетворяла те же запросы и потребности современников, что на сто лет позже телевизор. Это же чистый сериал, который не торопится. А заодно и клуб кинопутешественников. А еще что-то типа познавательной передачи про людей разных занятий и сословий. Все то, что позже зритель получал, лежа на диване у телевизора, во времена Диккенса узнавали – и чувствовали – сидя с книжкой у камина. Главы – как серии, в которых рассказывается о разных героях. Вот дед с внучкой отправляются в бега, чтобы зрители посмотрели на кукольный театр, побывали в музее восковых фигур, в фабричном городке. Вот показываются разные конторы, профессии и способы заработать на жизнь. Персонажи попадают в разные ситуации, они вызывают слезы и смех, каждый вечер читатели приникают к экранам, чтобы сопереживать их судьбе.

    Притом это сериал не типа остросюжетного «Во все тяжкие» - нет, это что-то длинное, безмерное, типа бразильских сериалов. Не забывайте, торопиться некуда. Поэтому все будет описано максимально подробно: в поле каждый колосок, пуговицы на сюртуке, фраза порой будет равняться абзацу, а монолог половине страницы. Ну честно! Если вырезать из этой книги не меньше трети, ничего для современного читателя не изменится. События и переживания сохранятся, стиль останется. Уйдет только бесконечное повторение одних и тех же приемов: кривляния карлика, ироничное описание действий Дика и стряпчих, порой бессмысленные для раскрытия действия и персонажей диалоги.

    Многие тут пишут про «слог автора». Да, у Диккенса получается создать атмосферу, но с точки зрения языка его слог неинтересен. Описание обстановки и природы - довольно сухое перечисление всего, что окружает героев (особенно по сравнению с последним романом писателя «Тайна Эдвина Друда», который я прочла раньше). Описание чувств для меня, человека из 21 века, банально. Характеров у Диккенса тоже практически нет - взамен у него есть яркие, узнаваемые типажи. Чем он радует, где он в своей стихии, где он оживляется – это ирония и юмор, но опять же к пятисотой странице однообразие начинает надоедать. Стиль автора интересен скорее сочетанием этой небрежной иронии, принижающей одних героев, с искренним пафосом, сопровождающим других (лирические отступления, восклицания, вся душа автора видна).

    В чем Диккенсу не откажешь, так это в доброте. Его заслуга для меня – «что чувства добрые он лирой пробуждал» и «милость к падшим (сиречь униженным и оскорбленным) призывал». И это немаловажно. Помочь незнакомому человеку в беде, откликнуться на чью-то просьбу, не пройти мимо, не испугаться, поверить в хорошее в другом, - то, чего не хватает нашему времени, где все отчуждены друг от друга, то чего недостает лично мне. И надо признать, что Диккенс не был так наивен, чтобы думать, что по мановению волшебной палочки у всех появятся друзья-покровители, найдутся богатые родственники, хорошие качества будут вознаграждены, а злодеи наказаны, - доказательством этому служит очень печальный, но правдивый финал романа.

    Доброта и любовь – это прекрасный посыл. Но, по моему скромному мнению, в качестве серьезной литературы «Лавка древностей» не сумела пережить свой девятнадцатый век.

    8
    1,3K