Рецензия на книгу
From Bacteria to Bach and Back: The Evolution of Minds
Daniel C. Dennett
Аноним20 апреля 2019 г.Это было непростое чтение) Если ее переведут, обязательно перечитаю - ибо язык философов и на русском не самый удобоваримый, а не на родном, боюсь, часть идей от меня скрылась.
Но читала с удовольствием. Этакий авторский междусобойчик - Дэннет постоянно упоминает, цитирует, соглашается или спорит с различными авторами, часть которых я читала (Хофштадтер, Пинкер, Докинз, Дарвин), а часть внесла в списки на прочтение. Тема из ныне популярных - что такое наш разум, как он возник и почему.
Охват глобальный - от дарвиновской эволюции до теории мемов, через идеи Тьюринга, заглядывая к Декарту, да и вообще, всех не перечислить. Начинает, разумеется, с мяса - в смысле, с эволюции физического носителя. Далее развивает идею компетенций без понимания и разницу между вопросами "Почему" и "Зачем" (любопытно, что в русском это и без того два разных вопроса, а чтобы разложить их в английском, ему приходится раскладывать Why на вполне нормальное What for и неуклюжее How come ))) Естественно, не обходится без сравнения эволюции снизу (все живое) и сверху (интеллектуальный дизайн). Не обойдется и без сообществ - очень симпатичная идея мозга как сообщества нейронов, сражающихся за пропитание - кто быстрее и лучше устанавливает соединения и реагирует на сигнал, того и кормят, того и берут в сообщество) И все это, разумеется, еще на стадии компетенций без понимания.
Что же касается понимания и разумности, то здесь автор ярый сторонник теории мемов Докинза и активно спорит на эту тему с Пинкером и его любимой, унаследованной от Хомского теории врожденной грамматики. В книжке даже приводится ссылка на их дебаты в ютубе, непременно послушаю). Дэннет, вслед за Докинзом, рассматривает слова, фразы, обычаи и привычки, как некое сообщество мемов (единиц информации), которые точно так же борются за существование и право размножиться (передаться новому носителю). И далее автор смотрит на разум и сознание, как результат эволюции этих самых мемов на базе наших славных нейронов. В общем, выворачивает идеи Дарвина наизнанку и во все стороны со всех сторон.
Безусловно, не обходится и без взглядов на искусственный интеллект - сравнивая эволюционирующие сверху вниз компьютеры и попытки создать эволюционирующие снизу вверх алгоритмы, Дэннет приходит к выводу, что угроза создания программного объекта, хотя бы повторяющего живые объекты, нам пока не грозит. Чего он опасается, так это как раз программ с превосходящими человеческие способности отдельными компетенциями, и то, не с той точки зрения, что они захватят мир, а с той, что человечество рискует потерять навыки приобретения собственных компетенций, отдав это право алгоритмам. И еще - что в своей однобокости эти алгоритмы выбирают слишком односторонние подходы к решению некоторых задач, что уже не только не помогает человеку, а может даже мешать или вводить в заблуждение (приведенный отрывок из письма Хофштадтера в адрес косяков гугла довольно красноречив). Дэннет категорически против антропоморфности подобных программ - с его точки зрения, должна быть четкая маркировка и понимание, когда мы общаемся с роботом, как раз чтобы помнить о подобных ограничениях.
В общем, определенно буду читать его еще, и по его списку рекомендуемой литературы пройдусь (там очень много свежего и любопытного). Но язык - это, конечно, нечто. Предложения длиной в абзац на пол-страницы, рекурсивно кусающие себя за собственный хвост, требуют напряженного внимания)))9602