Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
kiss_vita14 апреля 2019 г.Легкое чтиво с элементами детектива, ужасов и young adult, которое и не цепляет читателя, заставляя читать днями и ночами, но и не отталкивает до такой степени, чтобы ощущалось желание отложить книгу. Твердый середнячок, что совсем неплохо для дебюта автора, а также для первого знакомства с его творчеством, но это не оставляет Ч.Мьевилю шансов оказаться в любимчиках, хотя когда-нибудь, вероятно, мы с ним встретимся вновь.
Интерпретация старой сказки, в целом, неплоха и имеет право на существование. При наличии готового сюжета писатель постарался и продолжил, изложив на новый, современный, лад, уже известную всем историю. Здесь достаточно неувязок и спорных моментов, но, в конце концов, это всего-навсего сказка, вымысел, байка, и искать здесь логику, наверное, не слишком уместно.
Собственно говоря, начало очень даже бодренькое - убийство, семейные неурядицы, появление таинственного незнакомца, перевоплощение главного героя и его погружение в новый мир - все это описано довольно ярко. От картин крысиной жизни буквально начинает подташнивать, настолько реалистично автор швыряет нас в эту клоаку помоек и канализаций. Мьевиль - истинный художник объедков, грязи и вони. Вероятно, поэтому самым сильным и эффектным персонажем, на мой взгляд, у него вышел именно Крысиный король, а никак не Сол Гарамонд, который является, вообще-то, главным героем романа. Именно Крысиный король стал первопричиной этой истории, именно его характер получился хоть и абсолютно отвратительным, но целостным и органичным. Король, лишенный преданности своих подчиненных. Демиург, поверженный своим собственным творением. Ну а армия верных наследнику крови крысок вообще вызывала у меня умиление, и, пожалуй, за храброго грызуна, пробравшегося на заброшенную баржу Дудочника, я переживала больше, чем за всех людей вместе взятых. Ну люблю я животных. Кстати, злодей, Дудочник, получился весьма необычным, но ему, как говорится, не хватило экранного времени. Хотелось бы узнать побольше, кто он такой и почему, собственно, лупит всех своей флейтой направо-налево, как самурайским мечом.
Однако, уже начиная с середины, мой энтузиазм начал постепенно улетучиваться. Сол вспомнил, что он наполовину человек и решил погрустить по отцу, что еще терпимо, потому что его "папа" был весьма занятной персоной. Из-за этого он совершает, по моему мнению, глуповатые поступки, которые кое-кому стоили жизни, между прочим. А когда началась тема "я должен спасти моих друзей", стало совсем печально. Чайна, ты как бы немного забыл нам показать, как Сол общался со своими товарищами, какие у них были взаимоотношения, чем они занимались вместе, что их объединяло, что радовало, а что печалило. Ты мне рассказал про джангл на несколько десятков страниц, а от сцен, где Наташа работает над своими музыкальными записями, я и вправду устала, но какие моменты должны были вызвать у меня переживания за этих подростков? Я их не знаю. Они мне недороги и неинтересны, их судьбы меня не волнуют, поэтому во время финальной битвы с боссом я больше сочувствовала погибшим крысам и паукам. Столкнув лбами два мира - человеческий, реальный и животный, вымышленный - автор столько внимание уделил последнему, что, когда от читателя требуют эмоций по отношению к первому, тот не в состоянии отвлечься от сказки. Из-за этого половина произведения выглядит серой и вымученной, а главный герой - занудным и поверхностным.
Как итог, получилось весьма неоднозначное произведение, которое, по-моему, следовало увести в какое-то другое русло и дать ему иную развязку. Или раскрыть в большей степени человеческих персонажей, придав им объемности и значимости в сюжетной линии. И поменьше мата, я умоляю.10673