Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    fotolik14 апреля 2019 г.

    Перечитывая любимые книги каждый раз находишь в них что-то новое. В этот раз открытием для меня стало начало, с первых слов «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа вспомнит…», эта фраза сразу настроила на соответствующее настроение и дальше уже как бы не оторваться.
    Чарующая и дивная история семьи Буэндиа, начиная от мечтателя отца – Хосе Аркадио Буэндиа и заканчивая Аурелиано Бабилоньей, все члены семьи носят свои особенности, казалось бы обычные для простых людей, крестьян, но вот только есть в каждом что-то магическое, необъяснимо загадочное, как будто некий ген отмечающий принадлежность к удивительному миру.
    Макондо городок который основал Хосе Аркадио Буэндиа, по началу был небольшим селением, затерянным в просторах южноамериканских степей. Жители городка даже не знали, что земля круглая и самые удивительные вещи им привозили цыгане во главе с Мелькиадесом, будь то магнит, лупа или подзорная труба.
    Долгое время думал, как можно вообще писать о своих впечатлениях об этой книге? Событий и ярких моментов в ней столько что придётся очень много цитировать, да и что главное в книге – сюжет который словно рассказ дона Хуана после приема мескалина не всегда подается логике и рациональному объяснению? Для себя я понял, что главное в романе это типажи, люди, не только (но преимущественно) члены семьи Буэндиа, именно на людях с их странной судьбой и не менее странными характерами строится вся канва повествования. Семейство Буэндиа, их друзья и знакомые — это своеобразные магические Форсайты и книга вполне могла называться «Сага о Буэндиа», но конечно хорошо, что не называется, ибо даже в название «Сто лет одиночества» кроется магия, такую книгу уже по одному названию хочется прочитать.
    Хосе Аркадио Буэндиа старший – мечтатель и естествоиспытатель, вот только, человеку с его наклонностями и талантами лучше бы жить где-то в столице, а не в глухой деревушке где даже не знают, что Земля круглая или что магнитом можно найти металлы. Все это отец семейства Буэндиа открывает сам на своих опытах. Занимаясь алхимией, он продвигается настолько далеко что уже не объяснишь рационально то что происходит в его мастерской. Его магия — это волшебство изобретения и науки, у него и вокруг него происходят чудеса, связанные с наукой. Многие из семейства Буэндиа отмечены каким-то интересным свойством, порой магическим, например, Аурелиано периодически предсказывает будущее, часто при этом спасая себе жизнь.
    Меня всегда интересовало, почему именно сто лет одиночества, чьего одиночества, человека или семьи, или самого Макондо? Но оказывается это одиночество, которым отмечены все члены семьи Буэндиа, это как родовой признак, по которому все их узнают одинокий вид. И каждый из этой несчастной семьи действительно одинок, по-своему, глубоко несчастен и одинок.
    Помню когда-то давно, когда читал роман в первый раз меня жутко бесило что многие персонажи книги, носят одни и те же имена – Хосе Аркадио и Аурелиано, где-то к середине книге я уже начинал путаться где кто. Но сейчас все воспринимается намного легче и проще и по-другому просто и не могло быть. Имена персонажей — это как крест, как отметка и направление будущей судьбы.
    Кроме персонажей сквозь двор семьи Буэндиа проносят события вехи, меняющие порой вектор всей судьбы этой семьи, часто это смерть одного из членов семьи, но бывает и просто необъяснимые события. Приход цыган с их диковинками – поход Хосе Аркадио в поисках пути во внешний мир – Уход Хосе Аркадио сына вместе с цыганами – Эпидемия забывчивости – Приход банановой компании – 4 года дождей и многие другие события проходят в романе как описание будничных событий, но они-то как раз и не обычны.
    Основная тема романа – одиночество, и каждый из семьи Буэндиа одинок по-своему, если для полковника Аурелиано Буэндиа одиночество заключается в неспособности любить, но что странно полковник хорошо умел ненавидеть. Будучи у власти, полковник даже очертил вокруг себя невидимый круг и, никто не должен был приближаться ближе трех метров. Хосе Аркадио старший долгое время просидел в одиночестве под деревом и его очерченный круг – это сумасшествие. У Урсулы – это слепота и постоянное переживание прошлого. Амаранта всю жизнь провела старой девой, и способная любить она так и не нашла в себе мужества выйти замуж, ее круг это трусость и т. Все персонажи, а их действительно много испытывают одиночество, чем бы не занимались и как бы счастливы не были.
    Семья Буэндиа напоминает королевский клан дремучего средневековья, когда члены семьи брали себе в жены и мужья только родственников, чтобы не смешивать кровь. Инцест – это другая тема романа. Создается впечатление что семья Буэндиа отмечена одиночеством как из-за тяги в сожительстве с родственниками. И весьма символично что конец семьи приходит на роман между Амарантой Урсулой и Аурелиано Бабилонье чей ребенок стал последним в роду.
    Роман во многом символичен, вот на примере Урсулы, которая прожила около 120 лет и пережила всех своих детей и практически всех своих праправнуков. Построенный ею дом стоял и был гостеприимным пристанищем для многих людей, но пришел в упадок только при ее смерти. И ни какие потуги остальных членов семьи снова восстановить дом им так это и не удалось, потому что душа дома, заключенная в Урсуле, умерла. Роман полон символизма и аллюзий и этим он предстает многогранным и глубоким.
    Несомненно, я бы советовал прочитать его всем и когда-нибудь снова его перечитаю. Одна из любимых книг на все времена.

    7
    2,1K