Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
Alegrin9 апреля 2019 г.Книжный артхаус
У младшего Лужина никогда не было каких-либо стремлений или увлечений или друзей его возраста, с которыми можно было проводить свободное время. По некоторым причинам он, сын известного писателя, оставался одиноким мальчиком, довольствовавшимся лишь вниманием своих родных. И лишь случайная встреча с человеком, мельком показавшим ему целый мир на шахматной доске, смогла перевернуть его жизнь с ног на голову. Все кричали о его гениальности, все потворствовали тому, чтобы он жил шахматами...Но спасение ли это было для него или роковая ловушка?
Сюжетно этот роман не развернут, он построен на внутренней борьбе героя с самим собой, своими внутренними страхами, рамками и преградами. Философские рассуждения, галюциногенный бред человека, не способного справиться с хаотичностью и непредсказуемостью реальной жизни. В этой книге не будет борьбы умов, хитросплетений шахматных ходов и игры как таковой вообще.
Когда дело дошло до поединка между Туратти и Лужиным, я ждала чего-то грандиозного. В принципе, Набоков так и начал: фигуры в пальцах героев как будто бы были живыми, они танцевали в смертельной схватке под мелодию слов автора. Но длилось это недолго. Увы и ах.
Что касается личной жизни этого гения, то невольно задаешься вопросом: была бы у Лужина невеста, если бы девушка сама не захотела бы взять его на своё материнское попечение? Навряд ли. Лужин настолько неприспособлен к нормальной жизни, в которой есть хоть что-то кроме шахматной доски, что амурные дела никогда его бы не задели.
Отец невесты был против этого брака из-за различия в происхождении и положении, но ее мать, похоже, совсем свихнулась с катушек по поводу всего этого. Она как параноик придумывала о нем всякие гнусности, которые точно должны быть у него на уме, она постоянно ругалась на него дочери и ныла как ребёнок. Ужасный персонаж, если честно, который не умеет смотреть вглубь. Ее опасения, может, и не были напрасны, но причины такой неприязни и способы ее выражения просто-напросто раздражали.
Конец романа стал для меня предсказуемым, потому что развития героя в книге не было, только деградация, выставление вокруг себя еще большей защиты и полный уход во внутренние переживания. Личность человека была погребена под маской гениального игрока.
Поначалу повествование Набокова казалось мне каким-то нелогичным. Он перескакивал с одной мысли на другую, даже не развив первую. Но оказалось, что для меня Набокова просто сложен для восприятия, он витиеват и не терпит отвлечения мысли - вы должны полностью погрузиться в историю, чтобы в один момент не потерять ее течение из виду. Я же люблю более логичное построение мысли. Однако что касается красоты слога, то я разделяю всеобщее мнение: Набоков потрясающий прозаик, он оперирует любыми средствами художественной выразительности так, словно владеет абсолютно всем словарным запасом нашего родного языка.
Думаю, что если бы я не включила аудиокнигу, то этот роман дочитан не был бы. Мне в нем практически все чуждо, от сюжета и примет времени до героев и их поведения. Я не отрицаю гениальности Набокова и глубины этого текста, но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.
7662