Рецензия на книгу
A Tree Grows in Brooklyn
Betty Smith
StasyaIvanova9 апреля 2019 г.Америка начала прошлого века. Бедный райончик Бруклина. История одной семьи в трёх поколениях. Хотя о последнем я немного приврала, потому как книга больше о жизни американцев, показанной через призму восприятия одной девчонки, имя которой Фрэнси. Да, мы узнаём о самой Фрэнси, о её брате, родителях, бабушках, дедушках, тётях, дядях, но большая детализация и явная описательная манера повествования даёт читателю атмосферу того времени. Сюжета как такового в романе нет, только лишь история взросления.
Знакомимся мы с Фрэнси и её семьёй в самый интересный период - зачатки её подросткового возраста, в 1912 году.
Дурных людей очень мало на свете. Много людей, которым не повезло.Семейной сагой этот роман сложно назвать, потому как для такого жанра слишком маленький объём, слишком расплывчатое описание жизни семьи и не так уж много времени уделено каждому персонажу, чтобы читатель мог проследить его путь и разобраться в том, каков же этот герой. Но всё не так уж плохо с образами, потому как автору удалось наделить их определёнными чертами для создания общего представления. Мама Кэти - уверенная в себе трудоголичка (и отчасти через неё показывается также и тема ущемления женщин, намечающаяся революция сознания), ставшая таковой, в общем-то, по своей воле, но радости этот адский труд ей, естественно, не приносит. Она сама выбрала такого мужа - Джона, - влюбившись в его творческие способности, некоторую инфантильность, легкомысленность, скромность, граничащую со слабостью духа. Они, по сути, разные, но при этом и при всех проблемах всё равно сохраняют (или пытаются сохранить) семейный очаг. Мне кажется, даже если бы у Джона не было определённых горячительных проблем, успехов и богатства он вряд ли смог достичь просто потому, что такой человек. Поэтому за всех горбатилась Кэти, пока к этому не подключились и дети. А с детьми, кстати, вообще интересная история в плане их взаимоотношений с родителями.
Кэти вся из себя такая положительная, мать-героиня и всё отсюда вытекающее, но её любовь-нелюбовь к детям меня коробила всю книгу. У меня нет детей, мне сложно представить, как это всё должно быть, но всё-таки так явно любить одного ребёнка и не любить другого как-то неправильно, что ли. Одному забота, другому «ты и так не пропадёшь», одному школа и планы на будущее, другому «ты справишься, а пока подожди» и всё такое. Говорят, что мать всегда знает и понимает своих детей лучше всех. Неизвестно, какой бы выросла Фрэнси, окружи её мать любовью, как младшего сына. Но так горестно наблюдать за ребёнком, тянущимся в объятия и получающим от ворот поворот. Да и Кэти сама себе признавалась, что старшую любит намного меньше. Так что любые оправдания в этом случае, как мне кажется, будут пустыми. Но тут на помощь приходит отец (и тётя Сисси - неоднозначная, но такая колоритная женщина, несчастная и сердечная), который, хоть и косячит во многом, любит провести время с бутылкой и пожаловаться на судьбу, но при этом чистой души человек. Вот на меня при всех его отрицательных чертах он произвёл более положительное впечатление. А какие прекрасные, душевные взаимоотношения сложились у них с Фрэнси! Большей частью этим и главой про выпускной мне книга и понравилась, если уж начистоту. Потому как больше ничего особо впечатляющего я в ней не увидела.
Фрэнси сама по себе довольно заурядная личность. Единственная её необычность заключается в том, что она рано повзрослела, на мой взгляд. Её видение мира, упорство и желание развиваться явно не соответствуют детскому взгляду на жизнь хотя бы потому, как осознанно она ко всему подходит. И именно это отличает её от других детей, именно это лишило её радостей дружбы. Зато Фрэнси имеет массу интересов и большую мечту. Конечно, годы и обстоятельства сильно влияют на развитие личности, что случилось и с Фрэнси, но своей силы эта девчонка не утратила. И этот процесс взросления, изменения мировоззрения показан в книге хорошо, правдиво. Все мы черствеем, покрываемся бронёй и учимся давать отпор.
Вроде всё не так уж плачевно. Так и есть. Но мельчайшие детали, из которых состоит полотно этого романа, не позволяют проникнуться описываемыми событиями, героями, ситуациями. Лично мне это не удалось, а про все зацепившие меня моменты я написала выше.
В общем и целом, много странностей: мы бедны, как церковные мыши, но при этом позволяем себе транжирить в некоторых вещах (выливать кофе, одевать отца в хорошие вещи для выступлений). Для красного словца и загадочного антуража, допустим, это подойдёт. Но по факту вряд ли бедняки могли себе позволить что-то такое. Хотя книга, конечно, писалась автором, жившим в то время, что заставляет верить словам, однако... Это не самая пугающая мелочь, конечно.
Гораздо хуже для меня были (по первости так точно) мельчайшие детали, которыми пестрит текст. От этого я элементарно уставала время от времени.
Ещё непонятно, как ГГ успевала прочитать в день по книге. Как? Или там книги были по 25 страниц? А учитывая, что они акцентируют внимание на Библии и Шекспире, то вряд ли. Она же училась, помогала по дому, работала, в конце концов. Ну и эта традиция с библиотекаршей была забавна только в начале, т.к. хорошо охарактеризовала саму библиотекаршу, а вот ГГ показала странной. Зачем она читала одно и то же, хотя мечтала за жизнь прочесть все книги? Непонятно. Да и вообще эта тема к середине как-то забывается, потому что читатель понимает: Фрэнси уже некогда читать. Однако автор неумолим и возвращается к этому снова в самом конце. И хочется только спросить: «Шта?!»
Сцена убеждения мужа Сисси в том, что она собирается внезапно рожать, - выше всяких похвал глупости. Она нелепа от и до. Замысел её понятен, но отразить всё можно было иначе, чтобы этот безумный диалог не заставлял закатывать глаза.
Ещё про детей. Не знаю, конечно, но меня как обухом ударило слово "подгузник". Серьёзно. Я даже полезла в интернет, чтобы удостовериться. И да, он рассказал мне о том, что подгузники как подгузники появились только к середине XX века. Вряд ли то, что было до, называлось именно подгузником. Тут переводчик постарался, наверно.
Ну и меня, конечно, покоробила линия с офицером Макшейном. Что, откуда, зачем? Просто появился какой-то мужик, и понеслось. Ну как так? Сразу видно, что этот товарищ возник на горизонте для сладенького хеппи-энда. У меня нет слов.
По поводу стиля говорить не буду. Без изысков, односложно, но не так уж всё плохо.Неоднозначная книга. Чем-то напомнила мне "Гроздья гнева", какой-то особый американский стиль чувствуется, что в одном, что в другом случае. Будто Гроздья - взрослый вариант Дерева. Но подобная литература не для меня, видимо. Как-то всё понятно, но сочувствовать никому не хочется. Вот такой уровень сочувствия, чтобы дух захватывало и героев отпускать не хотелось. Такого и здесь со мной не случилось. Книга не плохая, красиво оформленная, с закладочкой-ляссе, и смысл в ней определённый заложен. Но бессюжетность, излишняя детализация, некоторые нелепые моменты не позволили мне оценить этот роман так, как хотелось бы.
7305