Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ из желтого металла

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2019 г.

    Вот это тот самый Фрай, которого я люблю. С Хрониками Ехо у меня некоторые проблемы, потому что там уж слишком раздолбайский и сьюшный герой, а также слишком много едят и пьют. Хотя можно сказать, что в этом и есть ироничное очарование серии.

    Но "Ключ из желтого металла" - это как раз тот Фрай, с которого я пищала в "Жалобной книге". Это детективная линия на фоне магического реализма. Это главный герой, который напоминает сэра Макса, если его немного успокоить и приглушить почти до уровня нормального человека, но оставить его характерные черты. И это как всегда куча житейского юмора, который хочется растащить на цитаты.

    Отец главного героя коллекционирует разные ключи и дает своему сыну поручение съездить в Прагу, чтобы выменять один из ключей для его коллекции на старинный букварь. Он считает, что данный ключ подойдет к двери в подвале их дома, которую они чисто случайно нашли. А еще эта дверь по оценкам намного старее, чем сам дом. Казалось бы, ну и черт с ним, можно ведь старую дверь повесить на петли в новом доме, только кто такое будет делать со старинной дверью, да еще и в подвале?
    Словом, на первый взгляд кажется, что главная интрига - это то, что обнаружится за дверью. Но до этого еще надо дожить, потому что масса приключений ждет героя только на пути к ключу. Например, еще в автобусе до Праги он просыпается посреди ночи и ему кажется, что все пассажиры и водитель автобуса умерли. Он сам садится за руль, выезжает куда-то, а потом все эти бедолаги просыпаются. И это только начало приключений, собственно...

    Но самое главное, что заставило меня пищать - это такая вот междустрочная мудрость-философия Фрая.


    Я не люблю рассказывать о своих планах. О прошлом - сколько угодно, если есть настроение потрепаться. Но в собственное будущее я стараюсь никого не пускать. Оно должно принадлежать только мне - до тех пор, пока не наступит. Это вопрос не секретности и даже не суеверия, а скорее личной гигиены. Когда кто-то знает о моих планах, я ощущаю его присутствие в моем неосуществившемся пока, нежном, уязвимом будущем, назойливое и неприятное, как грязные следы на кафельном полу. Иррациональное чувство, кто бы спорил. Но уж какое есть

    Представь, если бы тебе пришлось писать, скажем, мемуары о соседях по лестничной площадке, причем уже после того как они уехали в неизвестном направлении и у тебя не осталось возможности выспросить подробности. Как бы ты ни старался, в твоем отчете будет в лучшем случае сотая доля правды о них. Да и то сомневаюсь. Впрочем если эти люди напишут о себе сами, правды в их рассказе будет ненамного больше, даже если они не станут намеренно искажать факты в свою пользу. Человеческая память - несовершенный инструмент, к тому же люди склонны делить события своей жизни на "важные" и "несущественные"; несущественные, как правило, опускают, а они и есть правда, ее живая плоть, упустишь одну-единственную мелочь , и подлинности как не бывало. Поэтому история - не более наука, чем художественная литература, я всегда это говорил.

    Словом, любителям автора читать обязательно. И еще "Ключ из желтого металла", пожалуй, немного подтолкнул меня в сторону "Сказок старого Вильнюса". Давно на них посматриваю, но как-то опасалась сильного упора именно на город, т.к. обычно такое не люблю. Но в "Ключе" подобные описания все же хорошо зашли, поэтому, думаю, вполне пора.

    20
    980