Рецензия на книгу
Pygmalion
George Bernard Shaw
Аноним8 апреля 2019 г.Можно вывезти девушку из деревни, а вот деревню из девушки?
"Пигмалион" - самая известная и неоднозначная пьеса в творчестве Б. Шоу. За основу взят древнегреческий миф о скульптуре, влюбившимся в свое творение.
⠀Этого автора я читала мало: до "Пигмалиона", собственно, был только более поздний "Дом, где разбиваются сердца", который очень понравился. Здесь же впечатления сложились неоднозначные. Пьеса читается легко, написана она с юмором и обилием бранных словечек, сюжет увлекателен. Мало кто не любил в детстве сказку о Золушке, на которую так похожа цветочница Элиза! А как хорош папаша Дулиттл! А какой лапочка полковник Пикеринг!
⠀И все же содержание вызывает два больших вопроса. Если отбросить в сторону реверансы в стиле "кто я такая, чтобы судить великих" и применив лютые спойлеры, получим следующее:
⠀1. Финал пьесы и связанные с ним предисловие и послесловие автора.
⠀Б. Шоу заверяет нас, что Элиза никогда бы не вышла замуж за профессора Хиггинса. Мол, это неразумно с ее стороны, она, несомненно, предпочтет Фредди, хотя и будет дружить со старыми холостяками всю жизнь. Ее запальчивое заявление, что она не хочет замуж ни за кого, отнюдь не кокетство, но четкая жизненная позиция. У юной-то девочки, три раза ха-ха!
⠀Доводы драматурга убедительны, но лишены жизненности. Недаром и экранизации, и мюзикл "Моя прекрасная леди" заканчиваются счастливым финалом. И, думаю, не потому, что глупые зрители хотят хэппи-энд. Просто иная концовка будет притянутой за уши. Много ли женщин выбирают мужа путем сухого логического анализа? А выходят замуж за надоедливого поклонника, особенно если тот беден и она не беременна от другого? Как мужчина Генри Хиггинс - самый интересный персонаж. Ну а чудачества вообще свойственны гениям. Лучше такому приносить тапки, чем в петлю лезть от скуки и удушливой заботливости Фредди. Ну а Пикеринг по возрасту годится в отцы.
⠀2. Чудесное преображение героини.
⠀"Пигмалион" в некотором смысле - демонстрация политических взглядов Б. Шоу о равенстве всех людей. Если цветочницу отмыть и научить грамотной речи и хорошим манером, ее ни за что не отличить от герцогини. Особенно если настоящие герцогини недалеко ушли от цветочницы... И вот тут я никак не могу согласиться. Недаром существует грубое, но верное выражение: "Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя - деревню из девушки". К сожалению, жизнь доказывает правдивость этих слов. Да и каждый наверняка знает таких людей, у которых сквозь приобретенный лоск и богатство постоянно проглядывает истинное происхождение. Место рождения не выбирают, да и быть бедным - не порок. Позор - это изо всех сил пыжиться и стараться выдавать себя за нечто иное. Улучшать себя не равно пытаться быть другой личностью.
⠀Так что, при всем уважении к великому драматургу и сознавая, что могу крупно ошибаться, все же:
⠀а) Финал у пьесы несомненной счастливый. И это наверняка чувствовал и сам Шоу, потому и концовка открытая, и последнюю фразу Генри Хиггинс произносит с ремаркой "сияя". Именно эта ремарка не допускает разночтений. Я вообще давно убеждена, что хорошая литература больше личности автора: что бы творец ни думал и ни пытался сказать, его детище намного лучше и глубже;
⠀б) Под новыми манерами Элизы обитает все та же цветочница с жутким акцентом кокни. Недаром тот прорывается в минуты душевного потрясения. Однако, может, именно это в ней и привлекательно на фоне рафинированных дам? Может, именно это и привлекло, а потом и покорило всех трех мужчин (да и женщин)? Ибо будьте собой, все остальные места заняты. Элиза изначально девушка упорная, пробивная, "честная". Ей есть чем гордиться. Просто некоторым, чтобы увидеть это, пришлось сначала отмыть ее и обучить хорошим манерам.
⠀Да и Альфред Дулиттл, откровенный подонок, вызывает симпатию зрителей разве не теми же качествами: непосредственностью, естественностью, стремлением быть и жить, а не казаться?2243