Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Stoker18974 апреля 2019 г.

    Книга "улетела" буквально за несколько часов

    Мое знакомство со Шлинком началось с книги "Гордиев узел". О "Чтеце" всегда только слышала, но прочитать никак не решалась. И вот этот день настал. Книга "улетела" буквально за несколько часов. Настолько приятный и легкий слог, что оторваться от текста просто невозможно.

    Конечно, книга имеет знак 18+. Но это только в России. В Германии же это произведение входит в школьную программу. Видимо, это связано с тем, что в ФРГ учатся на несколько лет дольше, чем у нас. К тому же, "Чтец" - это отчасти история Германии, пусть и несколько искаженная.

    Первая часть книги мне напомнила произведение Габриэля Гарсиа Маркеса "Вспоминая моих печальных шлюх". Есть между ними какое-то сходство. Но Ханну тяжело назвать шлюхой, проституткой и другими не очень приятными словами. И тут, и там есть воспоминания о прошлом. У Маркеса - взрослый мужчина и юные девушки, у Шлинка - мальчик и взрослая женщина. Для меня "Чтец" - это посыл, что любви все возрасты покорны. Если ты действительно любишь, если тебе хорошо с человеком, то никакой возраст, никакие другие препятствия не встанут на твоем пути. Единственное, чего не стоит делать, это отрекаться от человека, которого ты выбрал сам:


    Отрицание - самый незаметный вид предательства.

    Вторая часть книги напомнила мне Ремарка и его роман "Искра жизни". Только у Ремарка женщина является заключенной концлагеря, а у Шлинка - охранником этих заключенных. Здесь мы видим ситуацию женщин на войне с другой стороны. Нельзя сказать, что женщинам-надзирателям было легко в то время. Да, кто-то в силу своих личностных качеств, характера, ценностей, целей любил кровожадность, злость, грубость, насилие, убийства, а кто-то, как Ханна, пытался облегчить последние дни/недели/месяцы заключенных, тех, кому и так было плохо, кто был слаб и не мог работать.

    Третья часть книги представляет собой кульминацию сюжета. Вроде бы, все складывается хорошо, но при этом конец разочаровывает. Появляется множество вопросов: почему Ханна решила закончить жизнь самоубийством? Почему она решила сделать это именно в ночь перед выходом из тюрьмы? Почему Михаэль ни разу ей написал, не пришел к ней? Что сподвигло его отправлять кассеты? Почему он не помог ей в суде? Почему не поговорил с ней тогда, если хотел? Почему Ханна взяла всю вину на себя, если знала, что стоит открыть правду о своей неграмотности, и вопрос решится сам собой?


    Если знаешь, что для другого человека есть благо, а он не видит этого, надо попытаться открыть ему глаза. Последнее слово должно остаться за ним, но надо с ним говорить, с ним самим, а не за его спиной с кем-то другим.

    Книга понравилась, поэтому с удовольствием приобрету ее в домашнюю библиотеку. И, пожалуй, продолжу знакомство с творчеством Шлинка.

    9
    589