Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Murder as a Fine Art

David Morrell

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2019 г.

    Страх и ненависть в викторианском Лондоне

    Жанр «детектив» в последнее время стал редким гостем в моем книжном мире, но внезапно, на глаза на мои глаза попала книга «Изящное искусство смерти» и я не смогла пройти мимо нее.
    Скажу честно, к ее прочтению меня подтолкнула другая книга – «Багровый лепесток и белый», действия которой также разворачиваются в Лондоне викторианской эпохи и содержит краткие отсылки к чудовищным преступлениям, происходившим в тот период. И тут я увидела описание к этому детективу и поняла – все, я пропала…
    На пару дней я погрузилась в атмосферу мрачного туманного Лондона 1854 года, в котором в один из декабрьских холодных вечеров происходит кровавая расправа над целой семьей обычного торговца, учиненная неизвестным преступником. Но самое странное и страшное в этом преступлении то, что оно полностью копирует, вплоть до мельчайших деталей, события ночи в 1811 года, подробно описанные в книге писателя Томас де Квинси, который по стечению обстоятельств оказывается со своей дочерью в городе в этот же момент. Мрачный город погружен в ужас, обезумевшие от страха горожане, готовые линчевать кого угодно и опасающиеся повторения дальнейших событий, произошедших после первого убийства в тот далекий год. Подозрение падает на самого Де Квинси, который с помощью своей дочери Эмили и двух детективов Скотленд-Ярда пытается найти корни этого преступления и вычислить убийцу…
    Мне невероятно понравился стиль Дэвида Моррелла, который смог сплести в единое целое исторические факты и вымысел. Автор ввел в произведение реальных личностей того времени: писателя Томаса Де Квинси, политика Палмерстона, поэта - любителя опиума Кольриджа, а также снабдил свой рассказ интересными историческими заметками о тогдашней моде, взглядах, создании полиции и появлении железных дорог. Все это придало роману большую реалистичность и помогло погрузиться в атмосферу Англии времен королевы Виктории и преступлений Джека Потрошителя. Даррелл написал книгу очень образно и смог передать контрасты и атмосферу Лондона: беднейшие районы города, погрязшие в грязи и нищете с их несчастными обитателями и роскошные имения и особняки состоятельных горожан, которые могут себе позволить жить на широкую ногу, развлекаться и при первой же опасности сбежать в свои загородные усадьбы.
    Персонажи вышли колоритными и интересными, в каждом из них есть какая-то своя изюминка. Томас де Квинси – чудаковатый писатель, опубликовавший несколько скандальных эссе, в том числе о своем пристрастии к опиуму и его дочь Эмили, бросающая вызов общественным нравам своими здравыми суждениями и пропагандирующая отказ от пагубной моды тех лет. Замкнутый детектив Райан, имеющий ирландское происхождение и постоянно принимаемый жителями города скорее за преступника, чем за инспектора полиции и его застенчивый талантливый помощник – констебль Беккер, и, конечно же, беспощадный и коварный убийца, являющийся по своей сути сумасшедшим злым гением.
    Но, для себя я отметила два момента, которые мне не совсем понравились в прорисовке персонажей. Первый, это излишняя идеализация Эмили, автор пытался показать через нее столкновение двух эпох – прошлого и настоящего, но слегка увлекся и переборщил на мой взгляд. И второй - клише о чрезвычайно умном писателе-консультанте, по сути раскрывающем это дело и, выглядящих глуповато на его фоне - детектива и констебля полиции. А ведь я возлагала на Райана куда большие надежды, жаль, что автор не до конца раскрыл его персонажа и свел к такому банальному приему.
    Я смогла абстрагироваться и не придираться к смутившим меня моментам с персонажами и наслаждалась прекрасной стилизацией викторианской эпохи, погружаясь в атмосферу города середины XIX века, наблюдая за развитием сюжета. Книга захватила, история показалась весьма интересной, лишь немного расстроил тот факт, что загадка личности убийцы была дана практически в середине книги, но даже это автор смог обыграть достойно. В самом начале истории, книга представляет собой детектив, но с раскрытия личности убийцы она переходит в экшн, с присущими жанру слежками, погонями, взрывами и поимкой злодея. Такая движуха разбавила повествование и не дала заскучать.
    Но, я немного придерусь и к сюжету, мне показалось лишней политическая подоплека в книге - идеи революции выглядели в общем контексте как-то не очень уместно, образ всей жестокой и страшной художественности преступлений был подпорчен лично для меня.
    Но, если говорить о книге в целом, то она мне понравилась. Атмосфера, интересно закрученные события и необычные персонажи пришлись мне по душе, но из-за смущающих меня моментов я не могу поставить произведению твердую пятерку. Моя оценка произведению – 4 звездочки, книга их вполне заслужила, а я точно буду продолжать знакомство с героями, на очереди у меня еще две книги серии.

    4
    146