Рецензия на книгу
Аут
Нацуо Кирино
Аноним3 апреля 2019 г.Вне игры.
Довольно странно понять, что дико впечатлился книгой, примерно через год после первого прочтения. Меня ужасно тянуло перечитать "Аут" последние пару месяцев, и, взяв наконец книгу в руки, я уже от самого этого факта получил огромное удовольствие. В первый раз я это как-то недопонял, зато нынешнее прочтение смаковал и растягивал как мог.
Мое знакомство с японскими авторами пока что исчерпывается "Королевской битвой" и парой книг Нацуо Кирино. Но даже по ним я ощущаю какое-то сродство. Что-то есть в их книгах, трудноулавливаемое и еще более тяжело перекладывающееся в слова, напряженное, тусклое и отдающее какой-то невысказанной тоской. Триллеры японцев отличаются пугающей обыденностью смерти - ну убили и убили... помер Вадим, да и хрен с ним. ©
Книги Кирино - прекрасный образец крепкой, мощной женской литературы. В центре ее повествования исключительно женщины - женщины, страдающие от несправедливого отношения на работе, от объективации себя, от отношения супругов, потерявших к ним с годами интерес и сваливших на них все заботы о доме, деньгах, детях, от необходимости тащить на себе семью и неудовлетворенности жизнью.
Кирино здорово ведет линии повествования. Они убедительны. Они переплетаются так, что тебе вполне ясно, как все случилось и это не выглядит натянуто, в духе "героям надо ну хоть как-то встретиться, даже под самым надуманным предлогом" - пусть даже это очень, очень разные и далекие друг от друга по мировоззрению и образу жизни люди. Кирино - автор, закладывающий десятки смыслов и идей в при этом поразительно цельную и плотную историю. Обсуждая эту книгу, можно говорить о множестве самых разных вещей. Я, например, очень в ней заворожен темой влечения и того, насколько мало оно на деле аргументировано внешностью, темой крепкого переплетения влечения сексуального с влечением к смерти.
У автора весьма живые, невылизанные и оттого нередко неприятные герои со своими проблемами и тараканами. В этой книге самый яркий персонаж - Масако. Образ ее очень интересен своей крайней отстраненностью, отгороженностью от мира, и редкой цельностью. Именно этой целостностью она так привлекает к себе всех слабых и надломленных. Масако словно построила вокруг себя крепостную стену, вырыла ров с крокодилами и спит со взведенным арбалетом в руке, и тем очень приманивает людей обоего пола, самостоятельно способных сделать разве что шалашик. Мне кажется, она всегда была в душе готова к случившемуся. Более того, мне кажется, все это давно созрело в ее голове и план был уже почти оформлен - только, разумеется, предназначался он для ее собственного супруга, а не мужа подружки с завода.
Единственное, что мне не симпатично в книге - финал. Как он мне не зашел в первое прочтение, так и сейчас - по-моему, он слишком тороплив и смазан и оставил без раскрытия многие очень стоящие линии. Впрочем, с другой стороны, финал очень емко и убедительно создает портрет мышления серийного убийцы, обрубает узел из домашних, бытовых страданий, и доводит до своего рода апофеоза тему влечения. Просто я бы предпочел, чтобы все это было несколько более подробно и плавно.
20640