Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. Том 2. Записки из Мертвого дома

Ф. М. Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним2 апреля 2019 г.

    Психолог на каторге.

    Часто приходится слышать мысль, что без испытаний, мы бы не стали теми, кем мы являемся сегодня. До каторги Ф.М., по убеждению Белинского и Некрасова, был подающим надежды молодым литератором, звезда которого медленно угасала и предрекала остаться в истории русской литературы автором одного произведения ("Бедные люди"). Возможно, без морального слома Ф.М., совершенного каторгой, миру и не суждено было увидеть "великое пятикнижие" Достоевского и узнать такого феноменального писателя, как Федор Михайлович Достоевский. Испытание каторгой раскрыло в нем способность понимать простых людей, проникаться их проблемами (задатки к чему и были выражены в "Бедных людях"), дав верный ориентир куда направить свой писательский дар.

    "Записки из Мертвого дома" имеют автобиографические черты и рассказывают о жизни преступников на каторге в Сибири. Здесь описан их быт, образ жизни, нравы и порядки в форме воспоминаний, полных пристальных наблюдений. То есть, это не просто фактическое повествование о происходящем, а и анализ морального состояния персонажей книги - автор размышляет о их душевном состоянии, подмечает эмоциональные детали и строит из этого выводы. Таким образом, "Записки из Мертвого дома" являются одним из уникальных произведений в литературе, так как сочетают в себе документальные сведения в художественном оформлении. Но не в одной лишь форме оригинальность этого произведения, каждый каторжник для автора - закрытая шкатулка с секретом, со своей историей и своим наполнением, при открытии которых встречаешь иногда редких душевных качеств человека, волей судьбы упавшего на дно, или мерзавца с мертвой душой. Все это написано не ради сочувствия, жалости или выдавливания скупой слезы, автор их горести разделяет сам и делиться своими наблюдениями с теми, кому интересно. Он никого не обличает и не обвиняет, не делит каторгу на "белое" и "черное", "добро" и "зло" - у него они есть в каждом человеке, и для него окружающие преступники вокруг - просто люди. И это не каждому под силу увидеть их в них. Кто-нибудь другой, пережив подобное написал бы роман о себе, о несправедливости, о своих мучениях (ведь Ф. М. там было очень тяжело, ведь дворянин на каторге - "белая ворона") и тем не менее, он пишет о других, наблюдает их, переживает их истории, как свои собственные.

    В стенах якобы Мертвого дома продолжает существовать жизнь, которая живет и терпит ради будущего, которого может и не быть. Мертвый дом, в царстве несвободы, царит свобода духовного порядка - здесь нет господ и мужиков, все равны - как это актуально звучало как раз накануне отмены крепостного права, как раз рассматриваемого в те годы...

    60
    8,4K