Рецензия на книгу
Второй пол
Симона де Бовуар
Аноним31 марта 2019 г.Женщинами не рождаются
Как ни странно, на уроках французского языка в школе я изучал труд Симоны де Бовуар, но в памяти не осталось почти ничего, кроме общеизвестной фразы: "On ne naît pas femme: on le devient". Становиться женщиной я как-то не собирался, поэтому выдернул эту фразу из контекста, как и тысячи других читателей до меня и положил её куда-то в дальний уголок памяти. Через двадцать лет возвращаюсь к вопросу более подкованным, погнали. Прекрасно осознаю, что труд пытается охватить все доступные аспекты развития взаимоотношений между женщинами и обществом, а потому несложно увидеть швы на стыках пограничных идей. В некоторых вещах я разбираюсь хорошо, настолько, чтобы видеть грубые попытки натягивания совы на глобус в разделе мифологии, например. Я говорю, например, о трактовке Бовуар мифа об Аресте и Клитемнестре, выходящей за рамки адекватности. Уверен, что знай я труды Энгельса получше, нашёл бы и там нестыковки. Но я не хочу тыкать грязным пальчиком в этот почти энциклопедический труд и укоризненно качать головой, отмечая недоработки, это попросту глупо. Попробуем посмотреть на ситуацию в мире в момент написания книги и её актуальность спустя семьдесят лет.
Как вообще могла у кого-то появиться идея написать "Второй пол"? В 1944 году француженки наконец-то получили право голоса, но до отмены законов Джима Кроу в Штатах в 1962 году ещё далеко. Вторая мировая война закончилась, Франция в теплых отношениях с СССР. Передел устоявшихся границ касается не только территорий стран и контрибуций, но и самоопределения граждан различных стран мира. Я поверю в то, что этот труд изначально планировался, как биография, а потому автору естественно захотеть ответить на вопрос: "Что значит быть женщиной для меня самой?" Симону ждало парадоксальное открытие - мир, в котором она жила почти сорок лет, был мужским; ее детство было "подпитано мифами, выдуманными мужчинами", мифами, которые она воспринимала бы иначе, будучи мальчиком. Фатум ли это или нечто большее? Бовуар решительно утверждает: никакая "судьба" не оправдывает ситуацию подчинения, в которой оказываются женщины. Человечество за весь свой долгий путь распределило все роли, однако некоторые с ними могут не согласиться. Mon amour hélas, le temps passe... Каково же происхождение этого отчуждения и как женщинам выйти из зависимого положения? Симона предлагает свою версию трактовки категории "женщина" - абсолютный "Другой", чтобы отменить господство одной касты над другой. Ничего не понятно? Вот и мне сначала тоже не особенно. Продолжаем.
Сначала она обращается к психоанализу и историческому материализму, чтобы через их призму получить ответы. Очевидное решение, так как оба подхода считались в то время самыми передовыми. Хорошим решением стала мысль добавить сюда и биологический аспект. Во фрейдистском психоанализе она обнаруживает следы мужской точки зрения. Странно, да? Некая современная версия женщины как "изуродованного мужчины", женщины, которая всегда мечтает об отношениях с мужчиной. Идея бессознательного для нее детерминизм, несовместимый с философией свободы, которую она защищает. Исторический материализм же бросает вызов идее, что в бесклассовом обществе не будет больше различий между мужчинами и женщинами, поскольку все будут рабочими, а значит - равными. Что касается биологических данных, они, по ее мнению, не имеют никакого значения, их необходимо интерпретировать. То, что у женщины меньше мышц, чем у мужчины, не важно; то же самое касается беременности и материнства. По мнению Бовуар, вопрос лишь в ценности этих статусов в текущем общественном строе. Материнство во многих культурах превозносится как дар свыше, повышая статус женщин на сносях. Но этот дар заключается лишь в том, что женщины ограничены определенной ролью: мать обожествляется, а материнство становится привилегией (типа, чтобы не казаться проигравшими). Можем прочесть некие пассажи, что "мать, похоже, наделена чудодейственной силой фей" и что "многие мальчики сожалеют, что им не предоставлена такая привилегия"...
Итак, ответов почему женщине не удалось перестать быть объектом, автор в этих трёх областях не находит и обращается к мифологии от Мардука до этрусков и древних греков. Мужчины завоёвывали мир, а женщины обеспечивали выживание вида в целом. Homo faber с точки зрения прогресса - мужчина, а воспроизведение потомства - всего лишь бездумное размножение, обрекшее женщин на отчуждение и закабаление. Чтобы быть успешным, надо было родиться мужчиной. Кстати, Бовуар очень хорошо резюмирует, что такое мужская привилегия, в следующем предложении:
Юноша в начале своего существования испытывает относительно немного трудностей прежде всего потому, что его человеческое и мужское предназначение не противоречат друг другу; об этой счастливой участи он знает с детства. Он завоевывает место в обществе и, соответственно, мужской престиж, осуществляя себя как независимость и свободу. Его мужественность никогда не является препятствием для успеха, напротив; в то время как женщины оказываются в ситуации выбора между женственностью (культурно определяемой как пассивность) и успехом, что предполагает принятие мужских качеств. То есть необходимо отречься от пола, отказаться от своей женственности, от одной части человечества. Привилегия рождения, сочетающая в себе биологические различия и культурную интерпретацию, узаконена, подписана и даже с печатью! Подчинение женщин - не слепота, это принятие и соучастие, способ выжить в страшном мире в некотором роде.
Значение книги спустя семьдесят лет трудно переоценить. Насколько теории Бовуар устарели, каждый должен ответить себе сам. Психоаналитические теории её времени ушли на свалку истории - туда им и дорога. Гетеросексуальность как абсолют постепенно исчезает, раздвигая рамки возможного восприятия картины мира с этой стороны. У самой Симоны ссылки на гомосексуализм лишь как отклонения от нормы, а лесбийские наклонности рассмотрены с точки зрения защиты от мужского господства, не более того. Лесбиянка не женщина, которая любит женщин, а гетеросексуальная женщина, которая использует гомосексуализм для уравновешивания сил, скажем так. Этноцентризм (избегу слова "расизм") автора понятен и простителен в её время, особенно с учётом тура в Америку, где процветала сегрегация как раз перед написанием книги.
Однако основные требования, которые, по мнению Симоны, являлись неотъемлемыми пунктами равноправия, были выполнены. Это контроль над рождаемостью, равная оплата труда, образование, законы об абортах и знания о своём теле. Нынешнему поколению девушек трудно понять травму, которую многие женщины до них испытывали при менструации, например. Основная цель была привлечь общественность к проблеме женской оплаты труда, повысив её и дав тем самым большую независимость. Это с годами было достигнуто. Концепция материнства в книге, смешна и даже немного противоречит во втором томе утверждениям из первого, но я не считаю, что Бовуар была против материнства и ставила женщину на сторону животного мира. Не забудем о том, что сейчас материнство по большей части - сознательный выбор гражданина, а не необходимость, для того, чтобы получить кусок хлеба. Отказ от брака и идея свободных отношений с обеих сторон вообще полностью укладывается в нынешнюю модель отношений. Некоторые элементы книги реально устарели, но любому человеку, интересующемуся вопросами гендера и стереотипов, будет интересно и поможет сформировать или укрепить некий базис. Это часть предыстории шаткой свободы, завоёванной женщинами, в том числе, с помощью Симоны де Бовуар.10010,7K