Рецензия на книгу
The Tokyo Zodiac Murders
Содзи Симада
Abisinia31 марта 2019 г.Я очень люблю триллеры. Мне нравится, как пишут японцы. Казалось бы, что могло пойти не так? Но увы, книга меня разочаровала, несмотря на крайне интригующую аннотацию и загадочное, мистическое убийство аж 8 человек.
Может, моя проблема в том, что я ожидала именно триллера, то есть больше каких-то эмоций, переживаний, раскрытия персонажей. Большего сосредоточения на Азот. Какого-нибудь безумного маньяка. Но получила я обычный классический детектив в духе Агаты Кристи. Вот кстати, а в чем собственно заключается новаторство жанра "хонкаку"?
Автор выкладывает перед вами все факты, необходимые для разрешения загадки и затем в середине книги дает вам возможность подумать и самостоятельно распутать преступлениеТак почти во всех классических детективах читатель точно так же посвящается во все материалы дела, собирает вместе со следователями улики, общается со свидетелями, и имеет все шансы раскрыть преступление раньше детектива. Я, например, частенько угадываю убийцу. В общем, загадка, зачем для этого придумывать новое слово, ну да ладно)
Но все-таки оценку я занижаю далеко не из-за того, что я сама запуталась в жанрах, писатель-то в этом не виноват. Да и детективы я в принципе тоже люблю. Моя главная претензия - это кошмарный язык, который убил любое удовольствие от сюжетной линии. Дико сухой, казенный и с максимально неестественными диалогами (ну не общаются так люди, даже японцы). Я вообще не могла погрузиться в книгу, персонажи так и остались плохо прописанными картонками с дешевыми театральными репликами, а не "реальными" людьми, какими мы их рисуем себе при чтении. Да, я прекрасно понимаю, что Содзи Симада поставил перед собой задачу создать именно логическую загадку, а не написать поэму, но все равно немного "человечности" бы не помешало. Японцы вообще частенько пишут довольно лаконично, но при этом красиво и эмоционально. Но это не про Симаду. Порой создавалось впечатление, что я читаю реальный полицейский отчет, особенно когда начинались все эти бесконечные перечисления знаков зодиака, групп крови, географической широты с долготой, глубины могил с точностью до сантиметра и т.д.
Еще мне не понравилось чрезмерное обилие персонажей и сюжетных линий, которые по сути ни на что не влияли. Вот зачем вообще был этот рассказ про Париж? Или перечисление 10 персон, с которыми художник бухал в "Хурме" или тусил в "Медичи"? Заострение внимания на различных манекенах и куклах? Я-то, наивная, привыкла, что в подобных книгах любая мелочь может иметь значение......но нет, к убийце они вообще никакого отношения не имеют. Хотя в конце понимаешь, что таким способом писатель, подобно фокуснику, пытался нас отвлечь от других фактов. Но меня он просто усыплял, если честно.Хотя сама загадка довольно интересная и лихо завернутая, и разгадать ее я не смогла, хотя уже задним умом до меня доперло, что все лежит на поверхности:
"Изнасилование" Кадзуэ. Следователи заключили, что оно произошло уже посмертно. В то время, как полицейский Такэгоси занимался сексом с явно живой женщиной. Соответственно, это была не Кадзуэ, а кто-то, кто выдавал себя за нее с целью последующего шантажа полийцеского. Мотив для этого по сути был только у убийцы. А если подумать над всеми женскими персонажами книги, то реальный мотив расправиться с семьей был только у одной из них. А вот как она все это провернула и выдала себя за мертвую - уже другой вопросИтог: несмотря на низкую оценку я признаю, что книга хороша для своего жанра хотя бы тем, что интрига и правда неплохо проработана. И если кто-то ищет не литературности, а именно сухой логики, то это отличный вариант, позволяющий пару дней позалипать и поломать мозги. Но лично для меня основной эмоцией от прочтения стала скука, что в отношении детектива очень печально. Так что вернусь-ка я пожалуй к родным и любимым западным триллерам.
321K