Рецензия на книгу
Избранное
Оливия Шрейнер
Аноним31 марта 2019 г.Вторая половина 19 века, Африка, буры, готтентотты, никакой экзотики, только чудесные описания достаточно скупой природы. Обычная ферма, обычные люди, немного странные на мой взгляд, хотя, если подумать, каждый из них является неким осколком. И вот в одном месте оказываются люди, нет, не осколки, но каждый со своей раненной душой.
Писательница не самая известная, как и книга. В нее надо вчитываться. Или наоборот - зачитываясь описаниями природы и душевных переживаний, мы по воле автора достаточно резво перемещаемся в юдоль душевного некомфорта. Но это скорей относится к Линдал, с детства обладающей обостренным чувством справедливости, затем, как ни странно, развившей в пансионе свой критический ум и к моменту возвращения домой обладающей своим мнением по поводу места женщины в этом мире мужчин. И в Линдал я угадываю саму писательницу.
Вообще, в книге, что ни фигура, то - архетип, как мне кажется. Эмм, подруга Линдал с детства - милая, простая, но неглупая, мечтающая об обычном женском счастье. Тетушка Санни, похоронившая двух мужей и нимало от этого не страдающая, грубоватая и несколько ограниченная, но вполне еще молодая для обустройства семейного гнездышка со следующим мужем, что мы и будем какое-то время наблюдать во второй половине книги, слава богу, что автор отдала этому немного страниц.
Немец-управляющий - ну вот тут нет у меня слов. Его я вообще могу охарактеризовать, как сама доброта, и в библейском смысле этого слова тоже. Его сын, Вальдо, сначала мальчик, потом подросток, и дальше он уже вырастает, но вот тоже - сказать, что он становится взрослым, я не могу, он где-то посередине. С детства задающийся вопросами и относительно бога и относительно мира, видящий случаи, которые переворачивают его душу. Добрый, незлобивый, живущий где-то на грани своего мира и мира окружающего. И тут появляется пройдоха Бонопарт Бленкинс. Вроде и шут гороховый, и выводя его на страницах книги, Оливия Шрейнер несколько изгаляется над этим миром простых фермеров, противопоставляет мир Бленкинса тому миру, в котором он оказался. Хотя здесь он проиграл тетушке Санни (но это же еще и не конец книги), но Бленкинсы начинают и выигрывают, это мы с вами, к сожалению, знаем точно. Он уйдет, но оставив за собой руины, по крайней мере, на тот момент. И безумно жаль управляющего дядюшку Отто, и Вальдо.
Осталось сказать еще про двух персонажей - неизвестного лощенного мужчину, про которого то ли я не внимательно читала, то ли еще что, но единственно - что он являлся косвенным виновником той судьбы, которую выбрала себе Линдал.
И - Грегори Роуз - с говорящей фамилией. Тоже немного странный молодой человек, куда его качнуло ветром, в том направлении он и двинулся, качнуло в другую сторону - и он двигается туда же. И метарморфоза в финале тоже, наверное, говорящая. Только сказать она может о разном.
А еще в этом сборнике небольшие рассказы, главная их тема - женщина, это в основном притчи, и даже если это реальный рассказ - это все равно притча. Прославляющие и декларирующие свободу и независимость в том именно виде, в каком женщины были лишены, но со своеобразным налетом сентиментальности.
15236