Рецензия на книгу
The Outsider
Stephen King
Kelderek26 марта 2019 г.Зло изначальное
Четвертая книга о Билли Ходжесе, в отсутствие оного, потому как старый добрый полисмен в отставке умер от рака пару лет назад. Но Холли Гибни тут как тут, и если Кинг не бросит эту серию, то этот роман можно будет считать переходным, поскольку в нем появляется новый детектив Ральф Андерсон, ведущий довольно странное дело о зверском садистском убийстве ребенка, человеком, находившемся в двух местах одновременно – на месте убийства и на читательской конференции известного писателя-детективщика Харлана Кобена.
«Насколько можно данный роман рассматривать как детективный?» - вопрос непростой, потому что первая половина книги демонстрирует, что пожелай Кинг стать нынче чистым детективщиком, обскакал бы почти всех. При нынешнем состоянии дел, когда жанр захламили переживаниями, феминизмом и актуальной публицистикой разного сорта – тем более. В технике письма равных Кингу практически нет, и ты с первых страниц ощущаешь, что сел в машину к опытному водителю, чья рука верна, а чутье и способность видеть и чувствовать дорогу, невероятны.
Но вот вторая, переходящая в область привычной кинговской мистики, часть книги заставляет задуматься. Да, здесь все в порядке с логикой. Расследование преступлений чужеродного по отношению к человечеству преступника мало чем отличается от обычного. Давний спор между мистикой и наукой Кинг решает довольно легко: сверхъестественные существа «в быту» действуют с таким же результатом (улики, свидетельства) как и вполне привычные. Сам факт их реальности можно с легкостью установить по ненатуральности, необычности оставляемых следов. Нарушая законы физического мира, чужак с легкостью обнаруживает себя. В итоге остается самое сложное – поверить, что после отбрасывания всех возможных объяснений, остается истинное – самое невероятное.
Такое впечатление, что вопрос веры вообще один из главных в этом романе. Несколько лет тому назад, когда я писал отзыв о новом сборнике рассказов Кинга, то констатировал: Кинга интересует в последние годы зло рукотворное, то, что почище старого сверхъестественного. В «Чужаке» обратная тенденция. Кинг хочет напомнить читателям об иррациональности зла, о том, что соблазн простых объяснений, прагматики вины и наказания, непосредственная реакция («распни его!») уводит нас от ответов на главный вопрос «кто настоящий преступник», и порождает насилие. Люди потеряли веру. «Чужак» в той или иной степени рассказывает об этом. Для них нет ни чести, ни репутации, для них лишены всякого веса доводы рассудка. Поэтому они с легкостью меняют свое отношение к героям вчерашних дней. Вчера – кумир, сегодня – преступник. Сила неверия преобладает в них над верой в изначальную благость другого человека. Они с легкостью готовы перейти к линчеванию, не разбираясь в тонкостях происходящего. Нерассуждающее, несомневающееся большинство – вот, наверное, самое страшное в «Чужаке».
Но на этом все. Мощно начатый роман ближе к концу превращается в нечто вялое и сентиментальное. Читая о том, как ребята и девчата собираются на борьбу с очередной разновидностью изначального зла, не можешь избавиться от чувства дежавю. Все это у Кинга уже было. Территория исследована досконально, сюжеты перебраны и ему не остается ничего другого как выдавать на гора более взрослую, упрощенную и, в связи с веяниями времени, мультикультурную версию «Оно». Многописанье заводит Кинга в творческий тупик. Ему бы взять паузу. Но писательство сродни прогрессирующей болезни, на подходе уже новая книга. «Чужак» - не худший роман позднего Кинга, но далеко не самый лучший в общем зачете.
8956