Рецензия на книгу
Английский пациент
Майкл Ондатже
kr_andr26 марта 2019 г.Майкл Ондатже "Английский пациент" (1992)
На "Английского пациента" реакция наблюдается неоднозначная. С одной стороны, Букер признал его лучшей книгой за последние 50 лет, с другой - от живых людей достаточно много либо сдержанных, либо негативных отзывов. Меня, признаюсь, столь серьезная награда и сподвигла прочитать. В конце концов упускать лучшую книгу последних пяти десятилетий - как-то неумно, к тому же, с 1992-го года она успела "выдержаться", оставив где-то там, за горизонтом, весь медиа шум (вызванный, в том числе, и прогремевшей экранизацией).
Вначале "Английский пациент" удивляет регалиями, примерно, как щуплого вида чемпион по боксу. Ритм кажется рваным, события разрозненными, всё как-то не понятно, потом появляются отношения и вроде бы теперь можно читать, но где тут получать удовольствие - снова не ясно - такая средненькая книженция о любви на фоне войны, которая, к тому же, показана как-то однобоко. - Именно так, наверное, думают те, кому роман не понравился; именно так, наверное, он выглядит при чтении по диагонали.
Однако имеет смысл остановиться, чтобы постигнуть смысл не слов, но образов Майкла Ондатже - он, действительно, написал великую книгу, из разряда "сейчас так не делают". Фактически, всё им сообщенное находится за пределами сказанных слов и вне страниц. Его повествование - это игра со временем и пространством. Ондатже нигде не скажет (но если очиститься, то можно почувствовать), что перед нами нечто вроде чистилища, в действительности которого буквально ничего не происходит - всё что есть событийного - было в прошлом, но повествования о прошлом буквально связаны с настоящим, времена глаголов скачут даже в рамках одного предложения, а обращения "я" и "он" говорят об одном человеке. И речь идет не о разбивке по главам книги - (не скачок) плавный переход из прошлого в настоящее оформляется лишь новым абзацем, не более того. Ибо прошлое не отпускает.
А еще о красоте самого разного толка, но при этом всегда чувственной, физической, осязаемой, даже для неподвижного полностью обгоревшего человека. И способности любить в настоящем. Любить не человека или вещь, а нечто несоизмеримо большее, соразмерное... не имеющей памяти, но хранящей прошлое - пустыне.
Да, здесь вместо трех времен есть лишь одно "настояще-прошлое" и совсем нет будущего. Наверное, потому, что нам не дано знать о нём.
1124