Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Flight-of-fancy26 марта 2019 г.

    Стейнбек все-таки совершенно ненормальный и потрясающий писатель: толстенный роман, почти век истории, несколько поколений двух семей – и все ради одной единственной сцены, точнее, одного слова в этой сцене, чтобы оно не просто прозвучало ярко и отчетливо, а выстрелило пушкой, потрясая и героев, и читателя. Сплошной восторг только одной этой крошечной детальки, а ведь на весь роман, если приглядеться, их столько…

    Книга сама по себе несколько странная. Рассказ ведется от лица самого Стейнбека, причем на страницах книги «во плоти» он появится всего в нескольких сценах, не слишком-то важных даже для раскрытия Тома, хотя нужны они именно для этого. Вся остальная часть романа – запутанная, скачущая и порой весьма пространное повествование уже от лица Стейнбека-автора, а не Стейнбека-персонажа. С самого начала рассказ то и дело скачет между двумя семьями – Трасков и Гамильтонов, то проваливаясь назад в прошлое длинными и подробными на детали флэшбеками, то забегая далеко в будущее, добавляя в историю какие-то совершенно уж, казалось бы, неважные мелочи то про одного, то про другого второстепенного героя. Поначалу от такого кругом идет голова и хочется на каждого члена двух семей завести подробное досье – кто, что, куда и когда. Но стоит привыкнуть, и уже не понимаешь, как можно было путать между собой Молли и Десси, например.

    Самая прекрасная для меня часть книги – отношение Стейнбека к героям. В романе довольно четко противопоставляются между собой сначала «светлые» Гамильтоны и «темные» Траски, затем такое же разделение проводится уже среди Трасков. Но при этом, как бы ни выражал порой свое отвращение или наоборот восхищение поступками персонажей Стейнбек, по-настоящему на черных и белых он их не поделил, оставив каждого из них ровно посередине – серыми. И здесь одновременно очень здорово и крайне обидно, что подробно расписав жизни героев, город Салинас, окружающую природу и историю США, Стейнбек так и не дал слово своим героям. Все, что мы о них знаем – это только поступки и диалоги, а вот вся подноготная, причины тех или иных поступков, реальные чувства персонажей в той или иной ситуации, вся вот эта глубина, все осталось за кадром. И каким бы неприятным человеком ни казалась Кэти, например, или каким бы замечательным ни был Сэмюэл, их настоящих мы никогда не узнаем. Но можем додумать так, как нравится, оценить их поступки и слова через призму собственного мнения и совести – и это тоже тимшел, тоже часть потрясающего замысла Стейнбека.

    И вот вроде бы роман объемный, подробный, очень детальный, но мне его определенно не хватило, причем с точки зрения истории Гамильтонов. Что очень забавно, потому что по ощущениям именно им отведена большая часть книги. Но все равно не хватило Уны, Десси и Молли, было до обидного мало Лайзы и Сэмюэла, про мальчишек и вовсе молчу, кроме Тома по-настоящему не рассказано вообще ни о ком из них. А зацепили почему-то именно они, второстепенные, не слишком-то важные для сюжета (кроме Сэмюэла, конечно), но с такими разными и яркими судьбами.

    Определенно буду перечитывать не раз и не два, Стейнбек здесь, кажется, превзошел просто самого себя, и что бы я у него еще не прочитала в дальнейшем, лучше уже не будет.

    34
    860