Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тэсс из рода д'Эрбервиллей

Томас Гарди

  • Аватар пользователя
    Niiskuneiti24 марта 2019 г.

    Томас Гарди – один из самых недооценённых мною писателей. Эта книга, например, пролежала у меня на полке без малого 10 лет, прежде чем я наконец взялась за неё. Эту книгу мне подарил на новый 2009 год кто-то из родных (до сих пор не знаю, кто – мы в тот раз дарили друг другу подарки анонимно, и я не пыталась выведать, кто был моим тайным Дедом Морозом). Собственно говоря, первой у этого автора я прочитала «Вдали от безумной толпы» (покупала с рук книги Ремарка и взяла и эту). После её прочтения решила, что настало и время для истории Тэсс из древнего рода благородных рыцарей. Я уже знала в общих чертах, о чём книга и чем она кончается, так что, берясь за неё, ни на какой хэппи-энд я не рассчитывала.
    Лейтмотив книги – мысль, что судить о человеке нужно по его устремлениям: не по тому, что он сделал, а по тому, что хотел сделать. Если судить только по поступкам, очень легко осудить Тэсс: действительно, с точки зрения тогдашней морали её можно считать падшей женщиной. Но так ли она виновата? И действительно ли она такая грешница? Нет, внутри она осталась таким же ребёнком, но чтобы это понять, её мужу понадобилось больше года.
    Герой романа Тэсс, мистер Энджел Клэр, временами просто бесит. Он считает себя современным и продвинутым, победившим предрассудки и ушедшим далеко вперёд по сравнению со своими родителями и братьями, которые, по его мнению, остаются узколобыми клерикалами (при этом в его старомодных и ограниченных родителях, как оказалось, гораздо больше любви, понимания и сочувствия к ближнему, чем в их продвинутом и современном сыне). А сам оказывается куда ограниченнее. Думал, что он просто герой, раз решил стать фермером, а не приходским священником, презирает старинные роды и даже снизошёл до женитьбы на простой крестьянке-доярке, выросшей на лоне природы, но вот не смог простить ей, что он у неё не первый. При том, что сам не без греха. Видимо, готов простить кому угодно и что угодно, пока речь не зайдёт о его жене. Двойная мораль в действии. К сожалению, даже сейчас таких мужчин хватает.
    Ну и конечно, не даёт Клэру покоя конфликт воображаемого образа любимого человека и реального. Когда образ идеальной жены рассыпался, он даже решил, что любил другую женщину в обличье Тэсс. И виновата, конечно, жена, ибо оказалась на самом деле не такой, какой он её воображал.
    Раздражают и родители Тэсс. Её мать, к примеру, не потрудилась рассказать или хоть намекнуть дочери (которая, напомним, нанимается птичницей в богатую усадьбу, где из хозяев только слепая пожилая хозяйка и её повеса-сынок, привыкший получать всё, что хочет), чем могут быть опасны мужчины для молодой наивной барышни, а потом удивляется, что дочь в подоле принесла.
    Отец тоже хорош – никогда не был особо трудолюбивым, а узнав, что его предки – старинный род д'Эрбервиллей, и вовсе перестал что-либо делать: всё за него делали жена да дети, а он посиживал в трактире и хвастался своим семейным склепом и закованными в латы предками. При том что род его уже практически вымер и обнищал и ему от благородных предков нет абсолютно никакой пользы, которая давала бы ему возможность не работать. В результате дочь вынуждена отдать родителям последние свои деньги, чтобы они починили протекающую крышу в доме, из которого их потом выселяют.
    Сама Тэсс вызывает жалость, временами – недоумение, временами – восхищение. Я бы не сказала, что она слабохарактерная. Скорее – жертва обстоятельств. Удивляет её слепое восхищение мужем и готовность подчиняться ему, как рабыня, даже тогда, когда он её откровенно оскорбляет и унижает. Её, правда, можно оправдать – она его любит, да к тому же искренне уверена, что она грешница и заслуживает наказания. Даже будучи невестой Энджела, она уверяет, что её подруги лучше неё.
    Соблазнитель Тэсс, Алек Сток-д'Эрбервилль – такой классический повеса, светский хлыщ, избалованный богатый наследник, привыкший всегда получать желаемое. Тем не менее его действия порой удивляют, например, то, как он внезапно ударился в религию. С другой стороны, он честно готов нести ответственность за свой поступок по отношению к Тэсс: искренне хочет жениться, материально помочь самой Тэсс и её родным, всегда оказывается под рукой и предлагает помощь, в то время как муж Тэсс укатил на другой конец света, в Бразилию. В общем, персонаж неприятный и явно противен Тэсс, но не такой однозначный.
    Кто приятно удивил, так это товарки Тэсс, девушки-доярки, безответно влюблённые в мистера Клэра. Между ними нет соперничества. Даже узнав, что он предпочёл Тэсс, они не испытывают зависти, злобы и ненависти по отношению к сопернице (как можно было бы ожидать). Они даже не считают её соперницей, ведь они никогда и не надеялись, что Энджел их полюбит.
    Во время чтения постоянно возникает мысль «вот если бы…». Если бы Энджел во время деревенского праздника остался и потанцевал с Тэсс… Если бы священник не раскопал бы эти сведения о благородном происхождении отца Тэсс… Если бы родители Алека не взяли бы себе чужую фамилию (и почему-то именно фамилию предков Тэсс, к которым не имеют ни малейшего отношения)… Если бы Тэсс, придя к родителям мужа, застала их дома… Если бы Энджел получил письмо Тэсс раньше… Если бы Тэсс не встретила Алека, когда он стал проповедником… Ну и много других «если бы». Увы, не судьба.
    Ещё хотелось бы коснуться одной детали, которая некоторым не нравится у Гарди – описания природы. Кому-то они кажутся слишком подробными и неуместными. Мне лично они очень нравятся. Все описания пейзажей, погоды или явлений природы сочные и меткие – видно, что автор любит природу, и так как он был не художник (в узком смысле слова), а писатель, почему бы не вставить в свои произведения зарисовки природы? К тому же у него эти описания вплетаются в сюжет, а не остаются второстепенной деталью, которую можно пропустить.
    Просто нравится язык - лёгкий, понятный, приятный.

    8
    1,2K