Рецензия на книгу
Аут
Нацуо Кирино
Hangyoku23 марта 2019 г.Хронический недосып + депрессия =
Знаменитый психологический триллер, ставший международным бестселлером, современный японский вариант "Преступления и наказания"Сходство с книгой Достоевского в том, что главная героиня думает о свободе и это связано с преступлением, что речь идет о преступлении и его последствиях. "Аут" - это триллер, социально-психологическая драма, но не детектив. Кровавые детали будут, но не столько и не в таких подробностях, чтобы вызывать омерзение. Повествование каждый раз ведется от разных персонажей. Ненавязчиво поднимается женский вопрос.
Главные герои романа - четыре зрелые женщины, работающие на одном предприятии. Согласитесь, на ночную однообразную работу никто просто так не пойдет. Двум героиням нужны деньги и нет возможности работать в другом месте, одной нужны деньги по собственной глупости, а еще одна использует работу как убежище и находится в глубочайшей депрессии. Раскрыты истории и нескольких второстепенных персонажей. Язык лаконичен, сюжет динамичен.
Масако Катори мне симпатичнее других персонажей. Не отрицаю, что она совершила плохие вещи, однако обычно люди в отчаянии совершают ужасы или с собой, или с другими. Она была на грани, но из-за сдержанности и равнодушия никто особо не проявлял к ней внимания, лишь предъявляли требования. Если ты в бездне, то должна страдать, всем обо всём рассказывать, рыдать и жаловаться, но если ты молчишь, то твоя жизнь якобы легче, ты якобы сильнее, и вообще нельзя быть такой заносчивой. Никто не обеспокоится, что ты не улыбаешься глазами, действуешь на автомате, отдаляешься. Требования мужчин Катори типичны для японских мужчин - жена должна выполнять свои обязанности, поддерживать других членов семьи, создавать атмосферу в доме, а если муж нормально зарабатывает, то ее трудности на работе/учебе не имеют значения. Потому дом и не стал для нее крепостью, не стал родным, ведь дом - это скорее ощущение, которое приносит место, это люди, с которыми ты там общаешься. Когда же Масако перестает играть в одни ворота, то мужчин беспокоит только отсутствие привычных удобств, муж и сын не приняли на себя эти обязанности, не стали заботиться о себе и о ней. Когда Масако перестает быть удобной для подруг, то они возмущаются, даже Йоси, находящаяся в самом трудном положении, хотя это не удивительно, ведь мы постоянно видим свидетельства ее истинного характера. Необычное и вызывающее сильные эмоции действия наконец пробуждают Масако, после того начинаю постепенно проклевываться и другие чувства, откровенное хамство и глупость приводят к эмоциональным всплескам, парень напоминает ей о чувственности, мужчина пробуждает чувство близости, ведь между ними есть кое-что общее, а ведь она не видела понимания в глазах других много-много лет, откровенный разговор наконец вызывает слезы подавляемого горя. Она понимает, что нужно двигаться дальше, а не продолжать гнить и изо всех сил наказывать себя за чужую нелюбовь. Радует, что Масако не Мэри-Сью, мы четко видим воспаленный разум и ошибки.
Яои обычная женщина, мать и жена, достаточно легкомысленная, предпочитающая перекладывать ответственность за свои решения и действия на других. Сначала она может вызывать у читателя сочувствие, но чем дальше, тем сильнее вызывает отвращение ее эгоизм.
Йоси - женщина в постоянной беде. Она вынуждена досматривать лежачую свекровь, чей характер, конечно, испортился, вынуждена была поднимать двух девочек. Денег нет, сна нет, безвыходность, ловушка, не продохнуть. И всё же почему она не смогла встряхнуть своих девчонок, почему ее слово - не главное? Начинаешь подозревать героиню в попустительстве, а потом все больше убеждаешься в этом. То, что Йоси сделала в конце, меня не удивило, но вряд ли она сможет с этим жить.
Кунико - роман не может быть хорош, если все персонажи вызывают понимание. Конечно, на плохих работах есть не только прячущиеся или люди без вариантов, но и всякие алкоголики-наркоманы-транжиры. Это бестолковое хамское существо прекрасно разбавило истории других персонажей. Типичный ненасытный потребитель, считающий, что все должны.
Кирино вышла из порочного круга преступление → муки совести → раскаяние. Она показала, как человек-подлец ко всему привыкает, какие еще есть варианты развития ситуации. Это напомнило мне сериал "Обычная женщина", героиня которого не собиралась вести преступную деятельность, но закрутилось.
Дело в том, что человек не знает своих пределов, не знает, на что способен, пока не убьет кого-то. С этим не может сравниться ничто. Это — настоящая мера.Страну, в которой происходят события, не перепутаешь - тут и зацикленность на карьере, и стеклянный потолок, и японская педантичность, и необычный для европейца вид сводничества, и якудза, и любовь к брендам (если обратить на это внимание, то Масако становится еще более странной в глазах других персонажей), и важность смазливости.
Женский вопрос. Кроме всего перечисленного нам рассказывают историю хостес - девушки, которая общается с мужчиной в специальном клубе и потом может договориться о продолжении беседы или просто перейти к другому клиенту. Подобную работу показали в программе "Мир наизнанку"(с 35 минуты) и в половине случаев клиент может купить и немного другие отношения.
Анна вспомнила, когда и как купила его /пса/. Ей хотелось побаловать себя чем-то особенным, чем-то таким, что принадлежало бы только ей, и никому больше, поэтому она пошла в зоомагазин и купила самую красивую собачку. Может быть, также поступают и мужчины, покупая понравившихся им женщин.Отлучки мужчины вызывают у полицейских понимание, а то, что женщина вынуждена оставлять детей одних, вызывает осуждение. Сотрудник, домогавшийся женщину, возмущен, что она не хочет слушать его объяснения. Маньяк считает, что любую независимую и сообразительную женщину нужно терзать, но очень важно, чтобы она боролась, ненавидела и боялась. Муж говорит, что имеет право потратить все сбережения. Мужчина добивается женщин чисто из спортивного интереса. А уж остаркизм, которому коллектив подверг пытающуюся получить законное повышение сотрудницу, женщины, говорящие "ты не имеешь права добиваться законного", подозрительность соседей к жене убитого гуляки вызывают бурю эмоций.
— Знаешь, — прошептала она, — мы все катимся прямиком в ад.
— Ты права. — Масако невесело усмехнулась и кивнула. — Это то же самое, что съезжать с горки без тормозов.
— Хочешь сказать, что остановиться уже невозможно?
— Нет, остановка будет… когда во что-нибудь врежешься.12500