Рецензия на книгу
Der Club der unverbesserlichen Optimisten
Jean-Michel Guenassia
Аноним21 марта 2019 г.- Завтра будет новый и лучший день. Жаль, что ты так негативно настроен, Игорь Эмильечич. Лично я - оптимист.
- Я тоже, - ответил Игорь. - Худшее впереди. Будем радоваться тому, что имеем сейчас.
Книга заставила поднапрячься. Во-первых, обилием персонажей, каждый из которых имеет свой нехилый жизненный багаж и многочисленные связи, а во-вторых, та эпоха, особенно во Франции - 50-60-е годы прошлого века - мне, увы, не близка. Поэтому в первой половине романа приходилось часто искать дополнительную информацию по разным людям и событиям, вспоминать Шарля де Голля, его алжирскую компанию, всемирный кинематограф, французских деятелей искусства, революцию в Венгрии и прочее. Как только всё это более-менее упорядочивается в голове, так сразу читать становится проще. В конце концов у Генассии прекрасный литературный слог рассказчика.
Правда, если вначале были трудности с героями и событиями, то во второй половине книги пошли трудности с доверием. Те самые члены Клуба неисправимых оптимистов из интригующих личностей вдруг превратились в шаблонных персонажей. Почти как в Золушке - пробило полночь и - бац! - ни кареты, ни бального платья. Одни мыши и тыквы кругом. И кажется, что героев создали по определённому трафарету, некий стереотип мигранта. А уж когда решительно всё свелось к еврейскому вопросу, так стало даже как-то тоскливо...
Жан-Мишель Генассия постарался загнать в рамки одной темы как можно больше всего. И в этом, наверное, тоже слабое место книги - многое теряется, что-то упоминается вскользь, по верхам, что-то не очень точно. И всё избыточно, больше похоже на дайджест, где некогда думать над чем-то одним, надо идти вперёд, ибо там впереди ещё много всего. Впрочем, подкупает то, как автор подал сюжет. Практически все исторические приметы эпохи, вроде русских в космосе, бежавшего в Париж Нуриев, нашего дела врачей, противостояния Америки и СССР, политических событий внутри Франции и прочее мы видим глазами подростка Мишеля. Его судьба оказывается неразрывно связана с большим количеством людей, чьи судьбы в свою очередь зависят от политики. Именно на этом калейдоскопном фоне происходит взросление мальчика, формируются его взгляды. Вокруг него будет случаться много разных вещей, в основном страшных, которые тянут за собой длинный шлейф эмоций и переживаний: тоска, злость, непонимание, разочарование, горечь утраты, любовь и т.д.
"Клуб неисправимых оптимистов" не автобиографичен. Но как признаётся Жан-Мишель Генассия, в каждом из его романов есть тысячи вещей, которые идут от него. Здесь, к примеру, есть такой штришок: в кафе, где Мишель играет в мини-футбол, часто приходит Сартр. Это взято из реальной жизни Жана-Мишеля Генассии. Что ещё? Не знаю, но было бы интересно послушать автора. Что касается мигрантов, тут всё вышло как-то слишком чёрным и однобоким. Автор хотел поговорить о самых больших утопиях XX века – социализме и коммунизме. Он делает своих героев, уроженцев восточной Европы, по большей части приверженцами этих идей, несмотря на то, что те вынуждено покинули родину. Но тот вопрос "Почему система не работает?" даже после многочисленных рассуждений остаётся открытым. Сами герои почему-то все поголовно оказываются евреями, за исключением одного грека (политкорректность, что ли?). И даже линия с первой любовью Мишеля тоже упирается в еврейский вопрос. Недоумеваю. Это ли ответ на поставленный вопрос?
Признаюсь, мне больше понравились простые с виду темы, которые тащили прицепом насущные жизненные проблемы. Что может быть ужаснее, чем причинять зло, желая творить добро? Зачем человеку свобода слова, если он получает нищенскую зарплату и жизнь у него собачья? Признать талант не значит принять моральные принципы или жизненный идеал другого человека. Я бы не подал руки Эрже, но мне нравится Тентен. И прекрасная, такая хрупкая первая любовь Мишеля...
Если бы книгу не превозносили чуть ли не до небес, оценка была бы выше. В целом роман, конечно, для современной литературы вполне достойный, но не великий уже точно. Он хороший, но рассредоточенный и местами сильно клишированный.
703,1K