Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
SorniNai17 марта 2019 г.В мире всегда была чума, всегда была война.
Оран — типичная французская префектура на алжирском берегу. Городок маленький, сонный, в котором ничего особенного обычно не происходит, население французы и арабы. Сначала в городе стали погибать крысы, потом люди. Первым болезнь своим настоящим именем назвал доктор Бернар Риэ. В Оране вспыхивает настоящая эпидемия, бользнь поражает всё большее и большее количество жителей. Власти сначала не признают наличие эпидемии, скрывают реальные масштабы бедствия, а потом, когда скрыть очевидное становится невозможно, закрывают город на карантин. В результате чего жители и гости города оказываются отрезанными от остального мира и вынуждены встретить страшную болезнь лицом к лицу.
Люди реагируют на всё это по-разному. Доктор Риэ просто делает своё дело, тоскует по уехавшей на лечение жене; он, как мы потом узнаём, и оказывается автором этой хроники. Раймон Рамбер — журналист, он приезжий, но вынужден оставаться в Оране из-за карантина. Постоянно делает попытки бежать из города, пытается выйти на тех людей, кто может помочь в этом, а потом смиряется и даже начинает участвовать в добровольном объединении людей, что-то вроде отрядов самообороны и взаимопомощи по борьбе с чумой.
Единственный способ объединить людей — это наслать на них чуму.Жозеф Гран, похоже, и до эпидемии был странным, но во времена чумы стал совсем одержимым идеей написать книгу. Создается впечатление, что он уже написал целый роман, но когда выясняется, что вся бумага исписана лишь одной строчкой, то это вызывает чувство на уровне: так хотелось рассмеяться, что я взяла и заплакала. Строчка такуя абсурдная, что-то про Булонский лес и прекрасную наездницу. Выглядит некой психологичекой защитой в тяжёлые времена.
Сплошные месяц май, амазонка и аллеи Булонского леса, чуть изменённые, чуть перевернутые.Сосед Грана Коттар еще в начале романа совершет неудачную попытку суицида. Он наверно единственный человек в городе, кто рад чуме. Если бы не разразившаяся эпидемия, его могли бы посадить в тюрьму. Очень понятный мне персонаж, лучше находится в опасности, но на свободе, чем в тюрьме, причем подвергаясь еще большим опасностям. В конце романа Коттар стреляет в людей, не очень понятна причина, скорее это некий срыв. Не получилось убить себя, зато его агрессия выливается на окружающих.
Жан Тарру имеет активную гражданскую позицию, он ярый сторонник запрета смертной казни и во времена чумы тоже активно помогает доктору Риэ. Он же становится последней жертвой чумы.
Жан Тарру как-то ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль.Отец Панлю, ученый и воинствующий иезует, пытается возбудить в горожанах религиозные чувства. Он читает яркую проповедь о Биче божьем, но люди в массе своей не склонны искать сверхъестественной помощи, а ищут простые радости живых пока людей: еды, питья, общения с противоположным полом.
Большинство страдало, в сущности, от нарушения своих привычек или от ущемления своих деловых интересов.Где-то я прочитала, что роман-притчу «Чума» Альбер Камю написал об ужасах фашизма, кто-то видит в ней некое абстрактное зло, которое противостоит самому бытию человека. А я подумала именно о болезнях. С давних времен болезни, особенно заразные, распространявшиеся быстро и опустошавшие целые города и страны, наводили на человечество суеверный ужас. Да и сегодня, когда мы знаем, что заразные болезни вызваны различными видами бактерий или вирусов, очень трудно себе представить как крошечная бактерия или вирус, вообще по своей структуре стоящий между живой и неживой природой, может разрушить такое большое и сильное тело человека. Средний размер бактерии — от 0, 5 до 5 микрометров, размер вируса ещё меньше — от 30 до 300 нанометров, то есть примерно одна сотая от размера бактерии.
Несмотря на то, что придуманы антибиотики, прививки, противовирусные препараты, инфекционные болезни продолжают угрожать человечеству. Кажется, идёт своеобразная война: мы изучаем их цикл жизнедеятельности и придумываем препараты, губящие микроорганизм на каком-то из этапов его жизни, а они приспосабливаются к этим препаратам и становятся устойчивыми.
Альбер Камю написал этот роман в 31 год, и я была озадачена, почему именно такая грустная тема, как эпидемия чумы, заинтересовала писателя. Дело в том, что в нашей культуре о смерти стараются не думать, тема смерти отодвигается в дальний угол сознания и только встретившись с серьёзной болезнью, понимаешь, что смерть действительно стоит за левым плечом и это понимание кого-то убивает, а кому-то дает жить с новой силой и новыми целями. Оказалось, что Камю сам болел туберкулезом, в его юные годы еще не было антибиотиков, поэтому писателю наверняка много случилось пережить и передумать, а дыхание смерти за спиной не сломило, а дало силы к творчеству.
Из всех героев мне ближе всего доктор Бернар Риэ и его отторжение религии, потому что он видел много смертей и страданий. Он помогает людям, даже не видя какой-то особой цели в своих действиях, цель его - сами люди, гуманизм, необходимость что-то делать, даже если особого смысла в действиях не видно. Мне кажется, в лице доктора Риэ автор видит себя. Философия Камю близка к экзестенционализму, он пытается объяснить, как человек, сталкиваясь с внутренними и внешними конфликтами, бессмысленностью существования, ограничением свободы, своими страхами, сам делает выбор, жить ли ему дальше и как жить.
Година бедствий учит: есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их.В своей книге Камю говорит, что Чума в каждом из нас, конечно же автор не имел ввиду, что все люди заражены чумой или иным инфекционным заболеванием. Я вижу его слова относящимися к старости. Несмотря на всю нашу науку, еще не придумано ничего такого, что бы решило проблему кардинально. Каждый из нас, уже рождаясь, носит программу умирания. Будет ли решена когда-то эта проблема — неизвестно. На сегодняшний день это печальная данность и мы при мыслях о ней тоже ведем себя по разному, кто-то убегает в религию, кто-то помогает другим, уходит в творчество, забывается в развлечениях, как герои Камю. Я даже думаю, что больше «повезло» тем людям, кто как Камю, встретился с серьёзной болезнью в молодости, такой человек раньше начинает понимать всю хрупкость и соответственно ценность собственного существования, чем человек, который не готовым приблизился к старости, а думать о смерти ещё не научился. Такой человек в ужасе бежит по церквям, где ему расскажут лишь невнятные древние сказочки, будет привязываться к своим детям и окружающим, чтобы спрятать свой страх, потому что это страх ребенка, находящегося в старом теле.
В книге Камю я вижу некое пророчество о том, что некогда в будущем чума старости, да и другие болезни будут преодолены и наступит новый рассвет человечества. Что для того нужно? Если смотреть в книгу, то нужно время и сохранить себя как цивилизацию несмотря на многие опасности.
Спасибо игре Новогодний Флешмоб и VannaCragfast за возможность подумать о вечном.51,1K