Рецензия на книгу
Story: Substance, Structure, Style and The Principles of Screenwriting
Robert McKee
IlyaVorobyev15 марта 2019 г.Киносценарий на миллион долларов
На обложке увесистой книги чёрным по белому написано "История на миллион долларов". Оригинальное название куда как лаконичнее - просто "Story". Что ж, оставим эту метаморфозу на совести отечественных локализаторов. Другое дело, что книга преподносится читателю как "мастер-класс для сценаристов, писателей и не только". Вот тут переводчикам всё-таки следовало бы внести ясность. Или хотя бы дословно перевести самого Роберта Макки, который довольно исчерпывающе описал содержание своей работы: "Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting". Собственно, об этом и сама книга - если переводить с английского на русский маркетологический, что-то вроде "Киносценарий на миллион долларов".
А теперь несколько слов о самой книге. Как уже понятно, она адресована в первую очередь начинающим киносценаристам - или, скорее, тем, кто только хочет попробовать свои силы на ниве создания сценариев для кино и сериалов. Начинающим писателям, втайне от родных и близких создающим будущий бестселлер в жанре большой или малой прозы, книга Макки тоже поможет, но не слишком - очень уж отличаются, при кажущемся сходстве, языки литературы и киносценаристики.
Макки хорошо знает, о чём пишет, при этом стремится быть понятным каждому своему читателю - и охотно разбирает примеры из известных широкой публике кинокартин. Чем больше фильмов из списка Макки окажется в вашем личном "багаже" к началу прочтения, тем лучше - будет проще понять примеры, приводимые мастером. В конце концов, вовсе не обязательно заниматься киносценаристикой, чтобы понимать принцип конфликта в сюжете, уметь выделять сцены и акты и самостоятельно анализировать структуру сценария. Удовольствия при просмотре фильма для обладающего этими навыками зрителя лишь возрастает.
Автор доступно излагает правила экспозиции, поясняет отличия архисюжета от мини-сюжета и антисюжета, делится секретами того, как сделать антагонистов более яркими, а взаимоотношения между героями первого и второго плана - более интересными и "говорящими". Основной принцип философии Макки и других мастеров старой школы - "не рассказывай, а показывай". И, поверьте, после прочтения этой книги в вашем списке фильмов, обязательных к просмотру, наверняка появится ещё несколько картин. Даже если вы не собираетесь связать свою жизнь с индустрией кино и написанием сценариев, прочтение "Истории" будет полезно, так как эта книга - своего рода прививка хорошего вкуса, после которой будет сильнее хотеться выключить посредственный фильм и вместо этого насладиться одной из лент, проверенных временем.
41,6K