Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тобол. Много званых

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним14 марта 2019 г.

    Прежде всего стоит оговориться, что это только первая часть романа. Вторая вышла отдельной книгой. Полную рецензию, наверное, я смогу написать только после прочтения романа целиком. Ну а пока текущие впечатления.

    С двучастностью связана моя основная претензия к роману. Всю книгу меня не покидало ощущение, что это только экспозиция и настоящее действие вот-вот начнётся. Множество действующих лиц сменяют друг друга, неспешно взаимодействуют, показывают себя то одной, то другой стороной, как рыбы в аквариуме. Но всё это никак не придет в движение. Посмотрим, чем все это разрешится в следующей книге. Забавная деталь. Герой, отмеченный как главный в экранизации, появляется только к концу повествования и даже не пытается перетянуть на себя одеяло.

    Многие из героев — реальные исторические лица. Кто-то хрестоматийный, как Петр I, а кто-то известен мне только по каким-то фрагментам и отрывкам. С Петром всё просто: его образ у каждого складывается из миллиона источников, и точка зрения Иванова вряд ли может пошатнуть общую картину. Разве что добавить пару штрихов. А вот с менее известными все сложнее. Например, Семён Ремезов. Все, что я о нем знал, так это то, что он жил на рубеже XVII и XVIII веков и составил несколько выдающихся карт Сибири. Характер, взаимоотношения с близкими, быт, стремления и идеи. Во всем этом я теперь могу полагаться только на Алексея Иванова. Должен ли автор исторического романа задумываться о том, что он формирует некую "историческую правду"? И как при чтении избавляться от того, что правда автора становится твоей собственной. Или вот шведы. В книге почти все они неприятные люди. Плен в Сибири, конечно, не располагает к душевности, но всё-таки. В лучшем случае лжецы и мошенники, а то и просто хладнокровные убийцы.

    Другая интересная тема для размышлений - взаимоотношения героев романа с религией. Религиозность шведов предельно рациональна, а Бог не утруждает себя чудесами. Ислам дан вскользь, и там тоже нет и намёка на веру. В православии русских Бог также далек. Но появляются рассказы о чудесах, связанных со святыми и божьей волей. Староверы фатальней в своей вере и готовы идти на любые жертвы. Но Бог и им не показывается. Зато мир язычников наполнен богами. И они активно вступают в повествование. Принимают жертвы, привораживают героев, борются со священниками, говорят с героями романа. И это даже не считая сверхъестественной связи между сестрами-близнецами, которая подана в романе, как фактическая данность. И эти языческие боги находятся не только в сознании вогулов и остяков. Они активно влияют и на жизнь русских героев.

    В целом, роман добротно написан, его интересно читать, если вам интересна история освоения Сибири. Ну и надеюсь, что популярность статей Википедии, посвященным героям романа, резко выросла. Посмотрим, что будет во второй книге.

    6
    595