Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tenant of Wildfell Hall

Anne Bronte

  • Аватар пользователя
    ashofroses10 марта 2019 г.

    Гордость...

    Первый феменистично настроенный роман? Осторожно, спойлеры.

    Отыскав «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла» в Старой Книге, я приготовилась скоротать пару вечерей с романтичной историей в стиле Бронте и Остин. Только вот Энн, видимо, мало было любви и предрассудков: начиная книгу от лица мужчины, в середине повествования она вклинивает записи из дневника главной героини, делая таким образом свой роман эпистолярным. Дневник Хелен занимает больше половины от всего объёма, и когда её записи кончаются, возвращаться в первоначальную историю довольно трудно. Дам краткую справку, чтобы было понять: загадочная мисс Грэхем приезжает в глушь и селится в ранее пустующем особняке. Местных жителей очень волнует приезд незнакомки с туманной историей, и она становится объектом пересудов и сплетен. Лишь влюбленный в красавицу-вдову Гилберт решает докопаться до истины, а сама Хелен вверяет ему свой личный дневник, где подробно описаны последние годы её жизни. А теперь осторожно, дальше бомбящие спойлеры.

    Что меня раздражает до дрожи ещё со времен Джен Эйр, так эта слепая упрямость (принципиальность, как они сами думают) юных леди. Хелен предупреждали мудрые люди, даже не давя на неё, так что же выбрала наша 18 летняя разумница? Правильно, всех послала подальше, вереща о своём разуме и открытой ею добродетели своего жениха. К слову, этого в романе в избытке: все наперебой пытаются учить друг-друга жить, не забывая цитировать Библию. На что же наткнулась потом умнейшая Хелен? Да ровно на то, о чём ей говорила тётя. На слабовольного, эгоистичного, пошлого и пустого мужа-повесу. А его отлучки на полгода в Лондон, учитывая его прошлое бабника и гуляки? Не-е-ет, наша умнейшая Хелен может заткнуть всех за пояс только в теории, а чтобы догадаться о любовнице (это за столько-то лет отлучек на полгода в город-развлечение!!), ей надо было увидеть мужа в объятиях другой в собственном доме. Да и тут она не то чтобы решительная: терпит насмешки мужа с любовницей, считая выше собственного достоинства устроить скандал. Ну, что-же, в дерьме, но зато с принципами... Энн Бронте, однако, показывает здесь мужчин в самом дерзком свете: как пьяниц и бездельников, как пустозвонов и тиранов. Это в то время-то! «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла» можно считать настоящим пособием всем девицам на выданье, упорно игнорирующих опасливые советы близких из-за "великой любви". Энн в своём романе не побоялась показать, каким разочарованием может быть брак, как мужчины могут быть в самом-то деле слабы и ненадежны. Хелен с сыном Артуром, при всей моей придирчивости, было жалко.

    И даже когда она сбежала от мужа, получив шанс на новую жизнь, даже встретив достойного мужчину (прочитавшего её дневник Гилберта), услышав о болезни супруга, она кинулась к нему обратно, высиживая у постели до его кончины. В чём смысл? Не последние ли страниц 150 она терпела от него массу унижений, готовила план спасения сына и себя не один месяц? И при этом на смертном одре дала мужу себя попинать, при этом, что он в загубленной жизни своей жены даже не признался и никакой урок не получил. Энн, вероятно, хотела показать пример доброй христианской жены, прощающей и сострадающей, но для меня это было просто плевком в лицо. Весь личный дневник расписывать отвратительными ситуациями, в которые Хелен поставил муж, чтобы потом он даже не получил по заслугам! Если это — проявление сильного характера героини, то, извините, я ничего не понимаю. Нравоучения не вышло. Я каждой клеточкой души переняла эмоции Хелен во время несчастного брака (что, кстати, Бронте воздает должное — так скурпулезно и подробно описывать чувства дано не каждому) и жаждала справедливости. Впрочем, конец для всех сложился удачным, но довольно пресным после пережитого.

    Актуально, смело для тех лет, но до сих пор как-то не цепляюще. Я никак не могу полюбить английскую классику из-за этих заморочек насчёт гордости, принципов и добродетели. Их я не лишена, но не понимаю их фанатичности в женских романах викторианской эпохи.

    10
    479