Рецензия на книгу
Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
Аноним9 марта 2019 г.Основное из книги
Книга - практическое руководство. Настольная книга, для копирайтеров, журналистов и всех кто хоть когда-то излагает свои мысли в тексте.
В книги огромное количество практических примеров. Ее невозможно прочитать залпом, над каждым примером я останавливалась, прорабатывая и продумывая свой вариант решения. Потом переходила к своим рабочим текстам и прорабатывала их.
Основная цель книги - сделать ваши тексты более понятными, информативными и честными. Убрать завуалированность красивых фраз и наполнить смыслом. Эта цель хорошо дружит с seo-оптимизацией и позволяет сделать тексты более релевантными в выдачи поисковиков.ОСНОВНОЕ ИЗ КНИГИ
Чтобы писать кратко, ясно и убедительно, не нужен талант и вдохновение. Нужна дисциплина и стремление к правде.
Мы называем свою дисциплину информационным стилем.
Информационный стиль - это редакторская дисциплина, которая помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю слетать выводы.Культ слов - это Вера в то, что определенные слова обладают волшебной силой в отрыве от смысла. Дескать, если использовать специальные слова, то за сочинение поставят пятерку, возьмут на хорошую работу или принесут деньги в мешках. Смысл сказанного при этом не так важен. Будто для успеха в жизни достаточно знать волшебные ритуальные фразы.
Информационный стиль борется с культом слов.
У автора в руках огромная власть. Он формирует картину других людей. Что он пишет - о том люди и думают.
Где власть - там и ответственность. Автор должен всегда быть честным перед читателем, предупреждать проблемы и не бояться прямо о них говорить. Честность - лучшая стратегия.
Быть честным - это значит:- не изменять себе
- говорить правду, даже неудобную
- это такой же жизненный выбор, как и быть полезным.
Отжать воду
1.1 Упрощать
Простым - то есть высказанным максимально просто не в ущерб смыслу.
Стоп-слова - это такте слова и фразы, которые удаляются из текста без потери смысла. Можно представить, что это языковой мусор, жир, шлак - как угодно. Если убрать стоп- слова, тест не станет интереснее или насыщеннее. Он просто станет- в тексте нужно ловить оценки и заменять их на факты, которые докажут эту оценку.
- сервис для поиска стоп слов glvrd.ru
- редактура стоп-слов - это не просто удаление слов. Это еще и наполнение теста полезной информацией.
Стоп-слова
- вводные конструкции (допустим, разумеется, например, впрочем, всем известно)
- чтобы научиться видеть в тексте вводные, смотрите на запятые тире и скобки. Если они парные или стоят близко к началу предложения - это тревожный сигнал.
- оценка- это яд. Она не доносит нужные мысли и не создает доверия.
- не сглаживать углы
Это показывает неуважение к собеседнику, трусость и нарциссизм одновременно: человек как бы хочет вас оскорбить, но не хочет выглядеть при этом плохо в чужих глазах.
Первый шаг к решению проблемы - осознать, что у тебя есть проблема. Придумать для проблемы нестрашное слово - это что угодно, но не путь к ее- чтобы текст был интересным в нём должны быть действия
- отлагательные существительные меняем на глагол
- если за причастием скрывается глагол - ставим глагол (какой? Что делающий?)
- определять неопределенное
Читателю интереснее читать и текст, который он может себе представить, как будто смотрит фильм. Неопределенные -слова, которые вместо точной информации дают неточную, поэтому их невозможн- округляйте до полезного читателю уровня сложности.
- рейтинги бесполезны
- единственный метод по бороться с брехней - говорить правду, даже неудобную.
- у простого и честного текста всегда будет недостаток: вам будут мешать его читать.
- рассказал о предмете доступно может только тот, кто хорошо в нём разбирается. А тот, кто умничает и сыплет терминами, часто знает предмет поверхностно.
Донести мысль
1. Не перегружать
Одно предложение - одна новая мысль. Не может быть ситуации, когда в одном предложении мы сразу и знакомим с новым, и тут же ставим его- Удалите лишнюю мысль.
- Обобщайте, где много новых сущностей.
- Объясняйте по цепочке.
Писать энергично
- Читать текст вслух по многу раз
- Переписывать всё, на чем спотыкаешься
Информационный стиль не обедняет язык, он лишь ра- В предложении с действием всегда будет подлежащие и сказуемое. Сильное предложение умеет совершать действие. Сильное сказуемое - это глагол действия.
- Слишком много предложений без действия.
Если по смыслу кто-то что-то делал, то извольте найти нужные глаголы действия и применить их к- Парцелляция - это разбивка предложений в произвольных местах. Если почитать такое предложение с середины, оно потеряет смысл. Чтобы исправить добавьте подлежащие и сказуемое.
- Все неважно, главное, чтобы текст закачал естественно.
Запятая
- Исправляйте всё, что трудно читать.
- Разделяйте слипшиеся предложения.
- Если в тексте встречается пересказ речи, желания или планов, скорее всего, это можно упросить.
"Сказал, что", "думаю, что" и "хочу, чтобы" - упрощайте.Однородные члены- сократить
(Мучается и страдает). Если при удалении вы потеряли что-то важное - возвращайтесь и дополняйте примерами.Абзацы
Начинайте абзац с главной мысли или- Проверяйте текст первыми предложениями, и вы увидите где заблудились в мыслях.
- Если текст на сложную тему, в конце абзацев ставим вывод, совет или формулируем правило.
- Один абзац - одна тема.
- Лучший текст получается тогда, когда мы безжалостно выбрасываем всё лишнее - далее то, что нам дорого. Красивые фразочки и милые детали придется выбросить, если они не советуют теме абзаца и текста.
"Дело не в тех нотах, которые звучат. Дело в тех, которые не звучат".Цель и задачи
Цель - это то, что должно измениться в голове читателя после прочтения текста.
Главное предназначение цели - определить, какие части текста нужны, какие - нет, каких не хватает.
Пункт А-Иллюзия-Тезис-Вывод-Пункт Б
Прямая линия из А в Б, одна цель.
Цель - это "куда идём", а, задачи текста "какой дорогой"
Структура текста
То, как организовать мысль в длинном тексте.
Самая сильная структура: "что делать, если.". Она основана на цели от А к Б.
У статьи должно быть введение и заключение. Вступление, можно использовать четыре стратегии: погружение в тему, актуализация знаний, создание интереса, формирование доверия к автору
Заключение: запомнить (шпаргалка с основной мыслью или главным советом), как подготовься, что дальше, что теперь (инструкция), взять с собой (перечень, руководство), кассе это отразиться на.. (Размышления).Заголовок
Если в статье есть что-то, что не относиться к заголовку, то либо это что-то лишнее, либо заголовок сформулирован неверно.
Если вы хотите помочь читателю найти полезную информацию в стати, избегайте креативных, игровых, нестандартных, изобретательных и любых других творческих заголовков - кроме простых и понятных.
Если читатель не планировал читать статью, вы на него "напали". Чтобы заголовок зацепил он должен стоять над полезной статьей.
Кричащие заголовки привлекают наименее образованных, опытных и вдумчивых писателей: срочность, сенсационность и шоу, интрига, набивание цены, упрощение и сведение к спискам.Объясните сложное простым языком
Напомните о чем-то
Познакомьте с предметом статьи
Объясняйте новое через известное
Приводите примеры к любой теорииИзбавляйтесь от абстракций
Секрет убедительности - в конкретике.
Конкретика - это всё, что можно воспринимать органами чувств (все, что мы видели, слышали, ощущали и можем представить).
Абстракция - это всё, чего не существует в материальном мире (любовь, сервис, качество, система и т.д.)Факты
Сами факты не так важны, как способность читателя их воспринять. А способность напрямую зависит от опыта.
Читатель может простить ошибки и заблуждения, но не намеренное вредительствоСлушайте себя
Всегда опирайтесь на вкус и здравый смысл.
Вкус - естественное звучание после редактуры.
Нельзя позволять правилам, которые касаются формы залезть на содержание.Решение о покупке
Когда вы можете прорекламировать себя, вы можете прорекламировать что угодно.
Иллюстрация сильнее текста.
Иногда люди покупают не товар, а обещание лучшей жизни.Рассказ о продукте
В голове у честного редактора должна быть польза, честность и ответ- Простые слова
- Польза для клиентов
- Детали и сценарии
- Доказательства
- Уважение и забота
Подлинная индивидуальность появляется в смысле, а не в словах. Слова - лишь тонкая обертка вокруг смысла. Слова не должны нести самостоятельную ценность.
5904