Рецензия на книгу
99 и еще 1 глупый вопрос об искусстве
Алина Никонова
Аноним7 марта 2019 г....хороша именно та картина, которая нравится лично вам.
Алина Никонова написала отличную книгу об искусстве. Уверяю, ее будет интересно читать абсолютно каждому человеку, мало-мальски интересующемуся этой темой.
Книга представляет собой ответы на 100 вопросов, которые народ, вроде как, не решается задать искусствоведам в музеях. Вопросы эти касаются абсолютно разных областей искусства: тут вам и живопись, и архитектура, и скульптура, и концептуальное искусство, и народное творчество (промысел), и еще куча всякого интересного. Некоторые вопросы абсолютно замусоленные (а чё там у Ван Гога с ухом-то случилось? а чё это у Пикассо такие страшные картины? а чё это Малевич нарисовал дорожный знак и все им восхищаются?), некоторые по-нтвшному интересные (а правда, что все художники заканчивали жизнь трагически? а они совершали преступления? а среди них были сумасшедшие?), некоторые совершенно неожиданные (как определить кем и когда написана икона?), а какие-то аналитические (почему в России там мало картин зарубежных художников? a почему нельзя вернуть произведения искусства, которые у нас изъяли нацисты?). Вопросы максимально разносторонние. Ответы на них касаются не только истории, но и теории искусства, затрагивают личные жизни художников, исторический контекст.
Плюсы:
Манера изложения автора. Алина Никонова объясняет все очень доступно и просто. Пишет она так, что информация быстро и легко запоминается. Ответы получаются довольно краткими, но емкими.
Примеры. Зачастую для ответов автор выбирает очень не тривиальные примеры. Я этим была восхищена. Например, прочитав достаточно книг о живописи, я нигде не встретила упоминания интересного мне художника Микалоюса Чюрлёниса. А вот Алина Никонова взяла его к себе в книжечку и неплохо рассказала о нем. Такой ее выбор мастеров значительно расширяет горизонты читателя, потому что книги, как правило, ограниченные объемом, всегда берут для примеров личностей выдающихся и всем-всем известных (или уважаемых автором). Здорово было встретить другой подход и приятно удивиться.
Очень-очень интересные вопросы.
Оформление. Бумага плотная, иллюстрации качественные и хорошо отражают информацию в ответах.
Минусы:
Подписи. Вот что бесило меня до изнеможения. Зачем? Зачем, эти пафосные тупейшие подписи, характеризующие авторов вопросов? Неужели вопрос о том, были ли в России гомосексуальные художники, может задать только «нервно краснеющий молодой человек»? Или о том, почему на полотнах современных художников женщины такие некрасивые, и почему они вообще соглашались позировать для таких картин, может интересовать только «глуповатого вида блондинку, похожую на барби»? А дальше по привычной схеме: совершали ли художники преступления спросит полицейский с планшетом; почему на картинах средневековья так много страдальцев осведомится сердобольная старушка, подкармливающая собак во всех подворотнях; причинами почему же Рубенс рисовал полных женщин, (это же некрасиво!) обеспокоится непременно анорексичка; а вопросом о том, почему матери-художницы изображали своих обнаженных детей, сами понимаете, озаботится работница отдела опеки. Это, судя по всему, должно быть смешно, но, по-моему, никак не лепится сюда, смотрится пошло и банально.
Неполные ответы. Из ста вопросов были такие, на которые автор дала ответ президентской модели: длинный и путанный, но вообще не проясняющий ничего из того, что хотел бы прояснить автор вопроса. Из подобного: а что значат картины Дали, как научиться их понимать?, почему такие уродливенькие картины Пикассо считаются гениальными? Ответы приведены весьма развернутые. Но после их прочтения, вы не приблизитесь к пониманию картин Дали и гениальности Пикассо.
Распределение ответов. Вопросы и ответы на них даны в абсолютном разбросе во времени. А если бы их структурировать по схеме: от античности до наших дней, то книга еще и могла бы рассказать историю искусства. Что было бы двойным комбо. А так, у нас 1-й вопрос об иконописцах, 20-й, 35-й, 79-й и 90-й (например). И перемежаются иконописцы то современными художниками, то дадаистами, то психами, поливающими картины кислотой, что совсем сбивает с толку. И сиди, собирай этот ментальный пазл. Почему бы не распределить всю эту информацию последовательно?
Меня книга Алины Никоновой очаровала. Радостно, что сейчас выпускаются такие, интересные широким массам, книги об искусстве. Разница лишь в том, что человеку, начинающему изучать все это, придется немало гуглить. А тех, кто с искусством уже знаком, ждет увлекательное, познавательное и при этом не заумное чтение.10526