Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

99 и еще 1 глупый вопрос об искусстве

Алина Никонова

  • Аватар пользователя
    Аноним7 марта 2019 г.

    ...хороша именно та картина, которая нравится лично вам.

    Алина Никонова написала отличную книгу об искусстве. Уверяю, ее будет интересно читать абсолютно каждому человеку, мало-мальски интересующемуся этой темой.
    Книга представляет собой ответы на 100 вопросов, которые народ, вроде как, не решается задать искусствоведам в музеях. Вопросы эти касаются абсолютно разных областей искусства: тут вам и живопись, и архитектура, и скульптура, и концептуальное искусство, и народное творчество (промысел), и еще куча всякого интересного. Некоторые вопросы абсолютно замусоленные (а чё там у Ван Гога с ухом-то случилось? а чё это у Пикассо такие страшные картины? а чё это Малевич нарисовал дорожный знак и все им восхищаются?), некоторые по-нтвшному интересные (а правда, что все художники заканчивали жизнь трагически? а они совершали преступления? а среди них были сумасшедшие?), некоторые совершенно неожиданные (как определить кем и когда написана икона?), а какие-то аналитические (почему в России там мало картин зарубежных художников? a почему нельзя вернуть произведения искусства, которые у нас изъяли нацисты?). Вопросы максимально разносторонние. Ответы на них касаются не только истории, но и теории искусства, затрагивают личные жизни художников, исторический контекст.
    Плюсы:
    Манера изложения автора. Алина Никонова объясняет все очень доступно и просто. Пишет она так, что информация быстро и легко запоминается. Ответы получаются довольно краткими, но емкими.
    Примеры. Зачастую для ответов автор выбирает очень не тривиальные примеры. Я этим была восхищена. Например, прочитав достаточно книг о живописи, я нигде не встретила упоминания интересного мне художника Микалоюса Чюрлёниса. А вот Алина Никонова взяла его к себе в книжечку и неплохо рассказала о нем. Такой ее выбор мастеров значительно расширяет горизонты читателя, потому что книги, как правило, ограниченные объемом, всегда берут для примеров личностей выдающихся и всем-всем известных (или уважаемых автором). Здорово было встретить другой подход и приятно удивиться.
    Очень-очень интересные вопросы.
    Оформление. Бумага плотная, иллюстрации качественные и хорошо отражают информацию в ответах.
    Минусы:
    Подписи. Вот что бесило меня до изнеможения. Зачем? Зачем, эти пафосные тупейшие подписи, характеризующие авторов вопросов? Неужели вопрос о том, были ли в России гомосексуальные художники, может задать только «нервно краснеющий молодой человек»? Или о том, почему на полотнах современных художников женщины такие некрасивые, и почему они вообще соглашались позировать для таких картин, может интересовать только «глуповатого вида блондинку, похожую на барби»? А дальше по привычной схеме: совершали ли художники преступления спросит полицейский с планшетом; почему на картинах средневековья так много страдальцев осведомится сердобольная старушка, подкармливающая собак во всех подворотнях; причинами почему же Рубенс рисовал полных женщин, (это же некрасиво!) обеспокоится непременно анорексичка; а вопросом о том, почему матери-художницы изображали своих обнаженных детей, сами понимаете, озаботится работница отдела опеки. Это, судя по всему, должно быть смешно, но, по-моему, никак не лепится сюда, смотрится пошло и банально.
    Неполные ответы. Из ста вопросов были такие, на которые автор дала ответ президентской модели: длинный и путанный, но вообще не проясняющий ничего из того, что хотел бы прояснить автор вопроса. Из подобного: а что значат картины Дали, как научиться их понимать?, почему такие уродливенькие картины Пикассо считаются гениальными? Ответы приведены весьма развернутые. Но после их прочтения, вы не приблизитесь к пониманию картин Дали и гениальности Пикассо.
    Распределение ответов. Вопросы и ответы на них даны в абсолютном разбросе во времени. А если бы их структурировать по схеме: от античности до наших дней, то книга еще и могла бы рассказать историю искусства. Что было бы двойным комбо. А так, у нас 1-й вопрос об иконописцах, 20-й, 35-й, 79-й и 90-й (например). И перемежаются иконописцы то современными художниками, то дадаистами, то психами, поливающими картины кислотой, что совсем сбивает с толку. И сиди, собирай этот ментальный пазл. Почему бы не распределить всю эту информацию последовательно?
    Меня книга Алины Никоновой очаровала. Радостно, что сейчас выпускаются такие, интересные широким массам, книги об искусстве. Разница лишь в том, что человеку, начинающему изучать все это, придется немало гуглить. А тех, кто с искусством уже знаком, ждет увлекательное, познавательное и при этом не заумное чтение.

    10
    526