Рецензия на книгу
Смерть
Владимир Набоков
Аноним6 марта 2019 г."Он умер и тотчас же открыл глаза..." (Н.В.Гоголь)
В какой-то мере это «Соглядатай», но уже в стихах. Однако есть в нём и что-то от Фауста и даже от Мери Шелли! А именно: повествование о чудовищной, мистической власти мудреца над простофилей. О могуществе манипулятора.
Что есть смерть, как она обходится с сознанием — никому точно не известно. Каждый находит собственный способ обходиться с этой проблемой. Человек мыслящий, но в своей способности делать выводы не уверенный, ищет ответа у более мудрых и авторитетных товарищей. И легко впадает в заблуждение, особенно если у Наставника есть повод пошутить. Заблуждение способно усилиться до состояния патологического, если жертва розыгрыша сама мечтает увлечься иллюзией. «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!» - писал Пушкин примерно по такому же поводу.
Эдмонд, студент, попадает на удочку Гонвила, магистра наук. Юноша узнал о смерти близкого человека и с тех пор боится жить. Простейший способ справиться со столь причудливой фобией — умереть! Сказано — сделано. Профессор предлагает подопечному (по его просьбе) «яд». Едва жертва ощущает «приближение конца» (на самом деле — лёгкую сонливость), наставник убеждает ученика, что тот умер. И в данный момент переживает некий посмертный эпизод. Вроде эха, как и в «Соглядатае». Простодушный или погружённый в наркотический полусон студент - верит.
Наставник начинает расспрашивать. Гонвила интересуют не высоконаучные, а вполне тривиальные вещи. А именно: не скрывали ли чего ученик и недавно умершая жена? Разворачивается полная драматизма сцена, в которой Эдмонд вспоминает свою короткую жизнь. Именно в этот момент слог Набокова поднимается до патетики Гёте, Фауст которого тоже ищет недостижимую красоту, чтобы обожествлять её. И на этом пути Эдмонд уходит слишком далеко, его не остановить. С ужасом следишь за полётом мысли живого мертвеца.
Но по-настоящему страшно становится, когда на лестнице раздаётся звук «шагов Командора»! Где реальность — где обман? Кто жив — кто мёртв?.. Кто сдался — кто победил?
Набоков не даёт ответ на вопросы. И эта неизвестность — лучшее, что я нашла в пьесе «Смерть», короткой, но потрясающей воображение. Своё заключение к ней я бы выразила следующим образом: мудрец способен убить с помощью уловки! Будем же начеку.
О своём могуществе, кстати, неплохо бы отдавать себе отчёт и самому мудрецу, чтобы избежать нежелательных эффектов.12612