Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Битвы Толкина

Дэвид Дэй

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2019 г.

    "Не может быть "истории" без падения - все истории в конечном счёте повествуют о падении." (с) Д.Р.Р. Толкин

    Впечатления: Как толкинист я пройти мимо изданий, связанных с Профессором и миром Средиземья, просто не могу) А тут еще и такая любопытная серия с шикарным оформлением... Решила взять на пробу "Битвы Толкина", чтобы оценить текст Дэвида Дэя и стоит ли покупать эти довольно дорогие издания в коллекцию.

    Впечатления, по правде сказать, остались смешанные. Сама идея проследить историю мира, которому примерно 37 тысяч лет, через битвы очень любопытна. Тем более, что истории всех значимых героев Сильмариллиона как раз связаны с теми или иными конфликтами добра и зла мира Арды. При этом битвы Толкина - это не простое описание военных действий, битва включает в себя и нравственный подтекст, и путь становления героя, и отсылки к историческим событиям, и литературному эпосу. Например, первая "битва" этого мира между Манвэ и Мелькором является аналогией битвы Сатаны и архангела Михаила, и взята из Библии. Только тут же проявляется уникальность Арды Толкина - небесная битва у него построена на музыке, на песни, гармонию которой нарушает диссонанс, и останавливает процесс творения. Хотя если постараться в этой системе можно разглядеть отсылки к древнегреческим философам и их теории "музыки сфер":)

    "Плюсы" издания:

    - Оформление действительно великолепно: обложка под кожу с "тиснением", очень плотные, почти картонные, листы, множество иллюстраций, карт, таблиц;

    - Краткое описание всех битв, происходивших в Арде, с указанием названия, места, датировки, что очень удобно особенно, если читать эту книгу совместно с "Сильмариллионом";
    - Были в книге и любопытные факты и отсылки, о которых я не слышала или позабыла, например, что:
    - орки "пришли" в мир Средиземья из этрусской мифологии и там они имели даже своего собственного подземного бога Оркуса;

    • образ паучихи Унголиат отсылает читателя к индуской богине смерти Кали (а ведь действительно обе были "многоруки" и "несли смерть");
    • сильмариллы в плане мифологии и символики сопоставимы с христианским Граалем и финским Сампо (эти предметы были вроде реальны, но и одновременно аллегоричны, то есть принадлежали другому миру и являлись объектами неотвратимого хода судьбы);
    • порадовало меня подтверждение того, что при создании драконов, а в особенности самого первого и самого ужасного - Глаурунга Золотого, выведенного Мелькором, Толкин придерживался принципа, что это не волшебные и прекрасные создания, а "древнее зло" как дракон Фафнир из "Кольца нибелунгов";
    • удивили меня предположения отсылки Саурона к образу Одина и королевства Гондор к Римской империи...

      "Минусы" издания:

      - Пока я пыталась рассмотреть на сгибе все элементы карты и для этого получше раскрыть книгу, у меня уехал переплет))) В принципе, погнув книжку в другую сторону, я переплет вернула на место. Но все же стоит с ним быть поаккуратнее, а то перекошенный томик смотрится не очень красиво)


    - В предисловии говорится, что приведенные в книге карты для каждой битвы являются "произведениями искусства". Я могу по этому поводу поспорить. Единственное, что мне совершенно не понравилось в "Битвах Толкина" - так это то, как художник представил эти битвы на своих картах. Как по мне обычные стрелочки в учебниках по истории и то информативнее, понятнее и смотрятся получше, чем весь хаос здесь. Например, битва за Хельмову Падь. У художника воины Эомера, которых на рассвете с востока привел Гендальф, атакуют орков со стороны крепости, тогда как они по книге шли на сближение с выехавшими из Хельмовой Пади Теоденом и Арагорном. То есть орки попали в "клещи", а здесь нападение получается с одной стороны...

    А в Битве на Пеленнорских Полях меня "порадовало" изображение Арагорна, который почему-то превратился в Торина, а про Теодена аки римлянин с голыми коленками я вообще молчу=)
    - А еще мне не хватило подробных описаний битв. Датировка, место действия и какие-то любопытные факты, это конечно хорошо, но по сути, например, мою любимую битву при Хельмовой Пади, я могу описать на пару страниц и намного лучше Дэвида Дэя.


    "Великие события мировой истории, "колеса мира", часто вращают не короли и губернаторы и даже не боги, но люди неизвестные и слабые."

    Итого: К сожалению, для себя лично я в "Битвах Толкина" нашла не слишком много полезной информации, многое знала, остальное подано слишком коротко и без подробностей. При этом много места в книге занимают карты, которые по стилю подачи и изображения битв мне не понравились совершенно.

    Возможно, "Битвы Толкина" будут полезны начинающему читателю трудов Профессора и тем, кто только планирует изучать "Сильмариллион". Ещё данная работа даёт возможность читателям "отойти" от книг Толкина и взглянуть на них как бы со стороны, увидеть весь масштаб этой работы, осознать сколько всего было вложено Профессором в мир Средиземья. Поразительно сколько легенд и мифологий можно отсылками обнаружить всего лишь в битвах Арды! Вот для примера, чтобы "понять" все отсылки, следует прочитать "Макбета" Шекспира, "Гильгамеша", "Илиаду", "Калеваллу", "Махабхарату", "Песнь о нибелунгах", "Беовульфа", "Потерянный рай" Мильтона, знать греко-римскую, германскую, европейскую, египетскую, исландскую, этрусскую, тибетскую и скандинавскую мифологию. Кто там говорил, что фэнтези - жанр несерьезный?=)

    80
    1,6K