Рецензия на книгу
Eleanor Oliphant is Completely Fine
Gail Honeyman
Аноним4 марта 2019 г.Меня очень долго не покидало ощущение, что я читаю про младшую сестру бакмановской Бритт-Мари. Педантичная, закрытая со всех сторон Элеонор, очень похожа на опрятную шведскую домохозяйку, только у нее нет мужа, которому можно посвятить свою жизнь, ей вообще некому посвящать жизнь. Она не хочет ни к кому привязываться и завязывать какие-то отношения. Она очертила вокруг себя круг, в котором стабилизировала жизнь, уж как смогла, и не хочет ни на шаг выйти за пределы этого круга. С самого начала понимаешь, что за этой отстраненностью таится какая-то трагедия, но что за трагедия - узнать от Элеонор невозможно. Она в домике и никого в него не пустит. За пределами этого домика Элеонор – воплощение идеального гражданина, речь ее безукоризненно вежлива, все правила жизни она выполняет, но больше всего ей хочется вернуться в свой домик. Не то, что там мило и уютно, но там никто не вмешается в ее приватность.
И только смешной нескладный компьютерщик из ее фирмы смог расшевелить эту замороженную девушку. Причем, и это главное, не было у него никакой цели. Был обычный естественный ход событий. Почему не выйти с работы вместе с коллегой, с которой сегодня перебросился парой слов? Почему не задержаться на пару минут и подождать, пока она поправит что-то в обуви, он же не подозревал, что это была неуклюжая попытка избежать совместной дороги. Почему бы не поболтать о пустяках? Почему не помочь старику, упавшему на улице? Для Реймонда все это нормально, в порядке вещей. Для Элеонор это нарушение привычного хода событий, это риск прорыва оболочки, риск того, что нарушится баланс. Но таково нелепое стечение обстоятельств, что сумки с продуктами старика оказались у Элеонор. Бросить или оставить себе – невозможно, это чужое, это противоречит принципам, следовательно, их надо отвезти старику в больницу.
И цепочка начинает раскручиваться, так, что понимаешь, что рано или поздно домик Элеонор рассыплется и скорлупа треснет.Все было бы отлично, если бы не конец. Меня расстроил финал, он очень нарочито правильный, он ожидаемый, он расчетливый и он явно рассчитан на сентиментального читателя, он прицельно бьет по вашим слезным железам, и вообще это называется манипулирование. А этого я не люблю. Уж если я заметила, что мной пытаются управлять – это большой минус книге. Всю книгу автор исподволь подводит нас к трагедии, случившейся в детстве Элеонор. По крохам, по крупицам картинка вырисовывается. И что бы автору на этом и остановиться? Не надо разжевывать читателю все до состояния хлебного мякиша. Не надо объяснять, что насилие в семье это плохо и травмированная психика ребенка аукнется во взрослом возрасте. В конце концов, не надо рассказывать, что конкретно случилось с Элеонор. Оставьте простор читательскому воображению, все равно направление задано однозначно. Для меня все это было избыточно, словно автор смотрит на читателя как учитель на ученика.
391,3K