Рецензия на книгу
Как творить историю
Стивен Фрай
Аноним3 марта 2019 г.Коварство Клио или Свято место пусто не бывает
Альтернативная история жанр увлекательный, но заезженный до невозможности. Кто только её не окучивал, да не облагораживал, и траекторию взмахов крыла бабочки просчитывали, и над сломленым сучком рыдали, и скакали туда-сюда, и даже чуть коробку на складском стеллаже подвигали. А вот Стивен Фрай ничего такого не придумывал и даже научным обоснованием нас не мучил. А уж отчего одни память при новом витке сохраняют, а другие так совсем и нет, или вот выборочно перемещаются, ещё и восстанавливая жизнедеятельность, потерянную казалось бы безвозвратно - вообще осталось за кадром.
Впрочем все это совершенно не мешает удовольствию от прочтения. Потому что Фрай он такой вот живчик во всем к чему прикасается и обаяние его особого рода - обаяние неординарного, умного и образованного человека, который ещё и обладает чувством юмора. К тому же он отважно не убоялся утверждения "история не имеет сослагательного наклонения" и порассуждал на тему что было бы, стоит ли оно того, как признать ошибки и дать нам самим сделать выводы.
Ну а для себя лично рискнул ввести довольно спорную линию, увязав решение о неприкосновенности Гитлера со сменой ориентации героя.Никто из нас уверена не любит фашизм и каждый знает что стоит за этой идеей чистой крови, великой личности и "естественным" правом на геноцид. Вот и Майкл Янг, весьма амбициозный и комплексующий одновременно ( два качества, которые могут привести к совершенно разным жизненным итогам ) в свои 24 года уже готов к защите диссертации о том как начиналось, как служилось в окопах Первой мировой и что вообще было у истоков - личностный рост человека по имени Адольф Гитлер "от А до Я".
Но гуманитарию Майклу и в голову бы не пришла мысль высчитать день и час зачатия, да и вообще задуматься о пользе общей цистерны водоснабжения улицы, если бы не Лео Цуккерман, человек-шоколад, разработчик УТО, хранящий тайну и вину своего рождения.Как вы понимаете они решили изменить историю, а благими намерениями мостится дорога...в этот раз в мир " коричневого цвета". То самое место, которое пусто не бывает, занято более адекватным и расчетливым офицером, который не форсирует события, не поддерживает военное разрешение конфликтов, вступает в союз с еврейским капиталом...и "подчищает" продуманно и секретно.
Мир становиться другим - забудьте о свободе и информационной открытости, забудьте о том что можно быть другим в плане сексуальности. Пара вопросом , неосторожно заданных о новой истории и к вам наведаются сотрудники специальных служб. Становится понятно, что какие бы ужасы не переживало человечество, как бы тяжело не преодолевало последствия войн - всегда есть возможность, что катастрофа приобретет гораздо больший размер если попытаться вмешаться.
Стивен Фрай подводит к мысли, что Личность в истории хоть и существенна, но не главное. Общество и его нравственные болезни - причины для возникновения и развития чудовищных последствий. Общество - это тот самый гумус, на котором махрово расцветает Теория величия, чистоты крови и диктатуры."Как творить историю" было частью пары с рассказом Севера Гансовского Демон истории . Сюжет его прост и прямолинеен, а мысль общая - муза истории Клио, как все женщины, коварна. Предотвращаете ли вы рождение, прилагаете ли лично руку к устранению Личности, общество создаёт и выращивает ему замену. Наступает определённый момент в развитии и националистические идеи приобретают чудовищные формы. И только само Общество в состоянии сдерживать и свергнуть, а мы с вами, само собой, в прямой ответственности за Будущее и обязаны знать Прошлое.
54975