Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прыжок в длину

Ольга Славникова

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2019 г.

    "Тварь я дрожащая или право имею?". Современная версия

    В 2018 году роман «Прыжок в длину» был номинирован на 3 самые почетные отечественные награды и стал лауреатом «Ясной Поляны». Почему книга была так высоко оценена критиками? Давайте разбираться.

    Первое, что еще на уровне аннотации обращает на себя внимание потенциального читателя – это социальное положение главного героя. Сегодня принято ругать Оскар и другие мировые премии за некий «золотой стандарт» которому должен соответствовать победитель. Произведение должно быть толерантно ко всему и вся, среди главных героев должны быть представители как можно большего числа меньшинств и социальных групп. Иногда доходит до курьезных случаев, когда статуэтку получает не самый драматический и злободневный фильм, а всего лишь самый толерантный, который объективно не дотягивает до звания самого лучшего фильма.

    Да, «Прыжок в длину» рассказывает историю человека с ограничениями физических возможностей. Олег Ведерников совершил героический или глупый (он сам так и не определился) прыжок, и этот прыжок стоил ему обеих ног. В книге концентрировано представлены все сложности и разочарования жизни человека, прикованного к инвалидному креслу. Но не спешите делать вывод, что это одна из тех «толерантных» книг, где описанием трагедии и мытарств героя весь сюжет и исчерпывается. Это не так. Инвалидность в романе всего лишь фон истории, некая условная декорация, которую можно сменить на что-то более-менее похожее, а сюжет не поменяется.

    Для меня «Прыжок в длину» стала своеобразным зеркальным ответом и даже любопытной интерпретацией «Преступления и наказания» Достоевского. Раскольников совершает убийство и размышляет: «Тварь я дрожащая, или право имею». Ведерников спасает жизнь и применяет к себе ровно такую же формулировку относительно принадлежности спасенной жизни ему, принесшему страшную жертву. Это негласное право героя на спасенного мальчика не только не оспаривают, но даже подогревают окружающие. И сам Женечка не может избавиться от ощущения, что свою жизнь он получил взаймы и рано или поздно его опекун потребует долг.

    Ведерников идет в своих рассуждениях еще дальше. Если жизнь спасенного ребенка принадлежит ему, то он же несет ответственность за все, что ребенок творит. Женечка же не только не оправдывает минимальных надежд, но продолжает попадать в опасные передряги и травмировать своих спасителей, ломать им жизни, как он сломал жизнь молодому талантливому спортсмену Олегу Ведерникову. Должен ли Олег взять на себя ответственность перед остальными пострадавшими от рук Женечки? Может ли он забрать назад дар жизни, который стоил ему так дорого? Что Олег может сделать, чтобы спасти любимых от травмирующего воздействия Женечки? Книга полнится философскими вопросами о добре/зле, и преступлении/наказании в лучших традициях русской классики. Ведерников претерпевает муки не менее болезненные или изощренные, чем Раскольников, и оставляет читателю простор для размышления: согласен ли он с решениями героя или категорически против.

    Роман прекрасен тем, что с одной стороны он поднимает классическую тему мятущейся души, не верящей во вседозволенность и находящейся в поисках неких божественных границ собственных возможностей. С другой стороны, он оперирует понятиями и образами современной реальности, что делает его близким и понятным читателю XXI века.

    Отдельно хочется отметить эмоциональность текста. Персонажи описаны подробно, но без излишней многословности. Для каждого героя подобраны свои эпитеты и прилагательные, формирующие законченный образ. Причем на героев мы смотрим не глазами автора, но глазами главного героя Олега, если его мнение о ком-то меняется, меняются и эпитеты, которые раньше применялись к герою. Есть только одна константа в космосе жизни Ведерникова – Женечка Караваев, он же негодяйчик. Градус эмоциональности однозначно повышается, если вы слушаете книгу в аудиоварианте.

    ИТОГО: Книга совершенно прекрасна. Вроде бы на извечные русские темы, но с новой точки зрения. Вроде бы про толерантность, но одновременно про переживания всех и каждого. Вроде бы про героизм, но одновременно про последствия этого героизма для космоса. Получила искреннее удовольствие, обязательно буду знакомится с другими книгами Ольги Славниковой.

    44
    3,1K